Классическая музыка у нас все больше пользуется поддержкой государства. Совсем уж этому радоваться не стоит - такое положение дел порой свидетельствует о нездоровье государства, о всяких там застоях, тоталитаризмах и абсолютных монархиях. Но классическая музыка, что и говорить, от этого всегда в выигрыше.
В нашем случае любовь властей к классической музыке дошла уже, кажется, до предельной точки. Этим летом День России отмечали не чем-нибудь, а масштабным фестивалем симфонических оркестров мира, проходившим в Москве, в Колонном зале и анонсированным в качестве ежегодного.
Несмотря на явный непрофессионализм в подготовке, таинственность в финансировании, фирменную российскую спешность, плохо вяжущуюся с чинностью мировой оркестровой практики, и тот факт, что из всех коллективов мирового уровня президент Путин послушал только Новосибирский оркестр Арнольда Каца (явно этому уровню не соответствующий), фестиваль, как ни странно, не стал первым и последним. Недавно было объявлено, что он таки пройдет и будущим летом – в те же предпраздничные сроки, с 1 по 12 июня. То есть – и вправду начнет превращаться в ежегодный. А это уже – не просто случайный подарок, которому надо радоваться и не смотреть в зубы, а такая же закономерность, как «Золотая маска» или конкурс Чайковского, в которой не мешает разобраться.
Надо сказать, что привоз оркестра, да еще первосортного, да еще в спешном порядке, – это довольно дорогостоящая забава. И молчаливость организаторов, прошедшим летом туманно намекавших на спонсоров, пожелавших остаться неизвестными, только привела в журналистских умах к чудовищному разрастанию предполагаемого бюджета и смелым домыслам об отечественных методах работы с частным капиталом. Так что большим шагом навстречу цивилизованности выглядело недавнее собрание в ФАККе, где наконец-то прозвучало, сколько это все стоит, - 62 миллиона рублей.
Сумма, как минимум, очаровывала своей точностью. А назвавший ее Михаил Швыдкой тут же успокоил, что это немного. Примерно – по $300 000 - $400 000 за один оркестр. Американские оркестры из-за высоких гонораров и неуемных профсоюзных требований стоят намного дороже – под $900 000. Так что – пока без них. Всего оркестров каждый год должно быть пять: четыре западных и один российский. Плюс – сводный оркестр России.
Такова официальная концепция фестиваля, которая прикрывает хорошо проглядываемую неофициальную - сделать примерно как у Гергиева, но без него. До поры до времени он один у нас был вездесущий оркестровый вождь, так что предыдущий фестиваль делали в жуткой тайне – «только чтобы Валерий Абисалович не догадался».
На мой взгляд, эта пикантная деталь придавала симпатичную пряность официозному оркестровому празднику. Вдаваться в подробности ее происхождения – в деньгах ли дело или все-таки в амбициях – очень сложно. Тем не менее, для понимания ситуации надо знать, что идеологом фестиваля по праву считается советник президента и бывший мариинский баритон и режиссер Юрий Лаптев, а одним из главных действующих лиц – Лолита Сильвиан, гендиректор срочно созданной Ассоциации камерных и симфонических оркестров России (АСКОР), а по совместительству скрипачка Мариинского оркестра и супруга Дмитрия Норкина, который тоже когда-то работал в Мариинке, а теперь является заместителем Лаптева. Вот такая сложная питерская конструкция организовалась недалеко от Кремля.
Другой важный персонаж в общей расстановке сил – Юрий Темирканов, дирижер с международным именем и связями, еще один знаменитый питерский маэстро-аксакал, соперник Гергиева, давно поделивший с ним северную столицу. На первом фестивале Темирканов был совсем уж в роли свадебного генерала - поскольку так быстро не смог скоординировать свои и оркестровые планы и приехать в Москву (фестиваль начали делать примерно за полгода, хотя оркестры мирового уровня, к которым относятся и несколько наших, имеют обыкновение расписывать свои планы на 2-4 года вперед).
Но будущим летом Темирканов и его Заслуженный коллектив республики (в просторечии – «Заслуга») должны быть. И, надо полагать, как раз они и будут выданы за тот самый оркестр из российской провинции, который указан в фестивальной концепции. На «Заслугу» же, в которую подсадят человек 10 из регионов, – вся надежда и в смысле сводного оркестра России.
Но вообще-то непонятно, как фестиваль будет дальше обходиться в условиях этой специфической российской политкорректности, заложенной в концепции. Все-таки «Заслуга» - это никакой не провинциальный оркестр, а легендарный коллектив Мравинского. А в настоящей российской провинции нет оркестров того уровня, на который претендует фестиваль. И даже оркестров уровня уже побывавшего в Москве Каца там раз-два и обчелся.
Так что сама по себе история 4+1 – красива, но нежизнеспособна. Это все-равно, что объявить, что в Большом театре будут каждый год ставить постановки, скажем, Питер Селларс, Боб Уилсон, Петер Конвичный и Франко Дзефирелли, а также – какой-нибудь главреж из провинциального театра музкомедии. Вряд ли этот главреж чувствовал бы себя хорошо в такой компании.
Теперь основной пункт программы - импортные коллективы. В первый год был странный, пестрый, но, безусловно, любопытный состав из тех, кого получилось быстро уговорить:
Израильская филармония с Зубином Метой, оркестр Тосканини с Лорином Мазелем, оркестр Радио Франции с Мюнг Вун Чунгом и Академия Святого Мартина в полях с Клаусом Петером Флором. Сейчас точно обещаны: Национальный оркестр Франции с Риккардо Мути и Венский филармонический (который не удалось получить год назад) с Сейджи Озавой. Еще ведутся переговоры с Дрезденской филармонией и оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме.
Можно, конечно, спросить – почему именно эти оркестры? Но кто скажет, что они плохие? Можно вспомнить, что заветная Венская филармония будет у нас сначала в феврале, с Даниэлем Баренбоймом, и задуматься, нужно ли так уж из кожи лезть, чтобы привозить ее в одном сезоне два раза подряд. Но можно и не задумываться – все равно билеты в большой театр раскупятся оба раза, и все будут счастливы.
Как выясняется, тут вообще довольно долго можно не думать о таких вещах, как стратегия, культурная политика, идеология, мода, актуальность, консерватизм и тому подобные проблемы, с которыми сталкиваются, скажем, представители нашего оперного продюсирования. В мире так много хороших и просто качественных оркестров, а мы так по ним оголодали, что можно просто вовремя тыкать пальцем в небо, платить деньги, выданные государством и таинственными спонсорами и получать гарантированно благополучный результат. На несколько фестивалей оркестров в мире точно хватит. А там, глядишь, что-нибудь в государстве переменится и, например, День России станут справлять как-то иначе.