будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Культура
Бирюкова Екатерина

Как нам оборкестрить Россию

Классическая музыка у нас все больше пользуется поддержкой государства. Совсем уж этому радоваться не стоит - такое положение дел порой свидетельствует о нездоровье государства, о всяких там застоях, тоталитаризмах и абсолютных монархиях. Но классическая музыка, что и говорить, от этого всегда в выигрыше.
 
В нашем случае любовь властей к классической музыке дошла уже, кажется, до предельной точки. Этим летом День России отмечали не чем-нибудь, а масштабным фестивалем симфонических оркестров мира, проходившим в Москве, в Колонном зале и анонсированным в качестве ежегодного.

Несмотря на явный непрофессионализм в подготовке, таинственность в финансировании, фирменную российскую спешность, плохо вяжущуюся с чинностью мировой оркестровой практики, и тот факт, что из всех коллективов мирового уровня президент Путин послушал только Новосибирский оркестр Арнольда Каца (явно этому уровню не соответствующий), фестиваль, как ни странно, не стал первым и последним. Недавно было объявлено, что он таки пройдет и будущим летом – в те же предпраздничные сроки, с 1 по 12 июня. То есть – и вправду начнет превращаться в ежегодный. А это уже – не просто случайный подарок, которому надо радоваться и не смотреть в зубы, а такая же закономерность, как «Золотая маска» или конкурс Чайковского, в которой не мешает разобраться.  

Надо сказать, что привоз оркестра, да еще первосортного, да еще в спешном порядке, – это довольно дорогостоящая забава. И молчаливость организаторов, прошедшим летом туманно намекавших на спонсоров, пожелавших остаться неизвестными, только привела в журналистских умах к чудовищному разрастанию предполагаемого бюджета и смелым домыслам об отечественных методах работы с частным капиталом. Так что большим шагом навстречу цивилизованности выглядело недавнее собрание в ФАККе, где наконец-то прозвучало, сколько это все стоит, - 62 миллиона рублей.

Сумма, как минимум, очаровывала своей точностью. А назвавший ее Михаил Швыдкой тут же успокоил, что это немного. Примерно – по $300 000 - $400 000 за один оркестр. Американские оркестры из-за высоких гонораров и неуемных профсоюзных требований стоят намного дороже – под $900 000. Так что – пока без них. Всего оркестров каждый год должно быть пять: четыре западных и один российский. Плюс – сводный оркестр России.

Такова официальная концепция фестиваля, которая прикрывает хорошо проглядываемую неофициальную - сделать примерно как у Гергиева, но без него. До поры до времени он один у нас был вездесущий оркестровый вождь, так что предыдущий фестиваль делали в жуткой тайне – «только чтобы Валерий Абисалович не догадался».

На мой взгляд, эта пикантная деталь придавала симпатичную пряность официозному оркестровому празднику. Вдаваться в подробности ее происхождения – в деньгах ли дело или все-таки в амбициях – очень сложно. Тем не менее, для понимания ситуации надо знать, что идеологом фестиваля по праву считается советник президента и бывший мариинский баритон и режиссер Юрий Лаптев, а одним из главных действующих лиц – Лолита Сильвиан, гендиректор срочно созданной Ассоциации камерных и симфонических оркестров России (АСКОР), а по совместительству скрипачка Мариинского оркестра и супруга Дмитрия Норкина, который тоже когда-то работал в Мариинке, а теперь является заместителем Лаптева. Вот такая сложная питерская конструкция организовалась недалеко от Кремля.

Другой важный персонаж в общей расстановке сил – Юрий Темирканов, дирижер с международным именем и связями, еще один знаменитый питерский маэстро-аксакал, соперник Гергиева, давно поделивший с ним северную столицу. На первом фестивале Темирканов был совсем уж в роли свадебного генерала - поскольку так быстро не смог скоординировать свои и оркестровые планы и приехать в Москву (фестиваль начали делать примерно за полгода, хотя оркестры мирового уровня, к которым относятся и несколько наших, имеют обыкновение расписывать свои планы на 2-4 года вперед).

Но будущим летом Темирканов и его Заслуженный коллектив республики (в просторечии – «Заслуга») должны быть. И, надо полагать, как раз они и будут выданы за тот самый оркестр из российской провинции, который указан в фестивальной концепции. На «Заслугу» же, в которую подсадят человек 10 из регионов, – вся надежда и в смысле сводного оркестра России. 

Но вообще-то непонятно, как фестиваль будет дальше обходиться в условиях этой специфической российской политкорректности, заложенной в концепции. Все-таки «Заслуга» - это никакой не провинциальный оркестр, а легендарный коллектив Мравинского. А в настоящей российской провинции нет оркестров того уровня, на который претендует фестиваль. И даже оркестров уровня уже побывавшего в Москве Каца там раз-два и обчелся.

Так что сама по себе история 4+1 – красива, но нежизнеспособна. Это все-равно, что объявить, что в Большом театре будут каждый год ставить постановки, скажем, Питер Селларс, Боб Уилсон, Петер Конвичный и Франко Дзефирелли, а также – какой-нибудь главреж из провинциального театра музкомедии. Вряд ли этот главреж чувствовал бы себя хорошо в такой компании.

Теперь основной пункт программы - импортные коллективы. В первый год был странный, пестрый, но, безусловно, любопытный состав из тех, кого получилось быстро уговорить:
Израильская филармония с Зубином Метой, оркестр Тосканини с Лорином Мазелем, оркестр Радио Франции с Мюнг Вун Чунгом и Академия Святого Мартина в полях с Клаусом Петером Флором. Сейчас точно обещаны: Национальный оркестр Франции с Риккардо Мути и Венский филармонический (который не удалось получить год назад) с Сейджи Озавой. Еще ведутся переговоры с Дрезденской филармонией и оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме.   

Можно, конечно, спросить – почему именно эти оркестры? Но кто скажет, что они плохие? Можно вспомнить, что заветная Венская филармония будет у нас сначала в феврале, с Даниэлем Баренбоймом, и задуматься, нужно ли так уж из кожи лезть, чтобы привозить ее в одном сезоне два раза подряд. Но можно и не задумываться – все равно билеты в большой театр раскупятся оба раза, и все будут счастливы.  

Как выясняется, тут вообще довольно долго можно не думать о таких вещах, как стратегия, культурная политика, идеология, мода, актуальность, консерватизм и тому подобные проблемы, с которыми сталкиваются, скажем, представители нашего оперного продюсирования. В мире так много хороших и просто качественных оркестров, а мы так по ним оголодали, что можно просто вовремя тыкать пальцем в небо, платить деньги, выданные государством и таинственными спонсорами и получать гарантированно благополучный результат. На несколько фестивалей оркестров в мире точно хватит. А там, глядишь, что-нибудь в государстве переменится и, например, День России станут справлять как-то иначе.

Бирюкова Екатерина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).