будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Культура

Как продать гибкое пространство

Об особенностях ситуации, сложившейся на российском рынке строительства, Ольга Орлова беседовала с главой архитектурного бюро «Платформа», членом совета Голландско-российского архитектурного форума Ириной Пронякиной.

Шесть лет назад, получив диплом об окончании Московского Архитектурного Института вы одновременно выиграли конкурс на реконструкцию административного здания в центре  Москвы. Тем не менее, имея опыт работы в госструктурах и в частных проектных бюро, сейчас вы – самостоятельный архитектор. Это типичная история?

И да, и нет. То, что выиграли с коллегой на пару конкурс, было большой удачей и редкостью. На Западе конкурс – естественный способ продвижения студентов, только не у нас. Но я никогда не хотела служить, хотела самостоятельности. С другой стороны, многое объясняет специфика нашего строительного рынка. Его главное качество – стремление все делать кое-как. В этих условиях существует  масса заказчиков, желающих получить скорый и дешевый проект. Отсюда у российских студентов-архитекторов еще в первые годы обучения появляется возможность индивидуальной практики. Окончив институт, студент использует накопленные опыт и связи. Он готов выйти на рынок самостоятельно. Так было и со мной.

На Западе это возможно?

Практически нет. Это другая культура строительного бизнеса. Там  заказчику нужно получить вполне просчитанный результат, поэтому никому не придет в голову обращаться к непрофессионалу, который сам себе что-то сочиняет. Но зато система конкурсов там отлажена.

У России с Голландией многовековые архитектурные связи. Каковы лично ваши профессиональные связи с этой страной?

У меня есть постоянный голландский партнер, который работает с разными архитектурными компаниями в Голландии. Работая с ним, я узнала о местной специфике проектирования жилья. Сказать, что они отличаются технологиями – это ничего не сказать.

Например?

Например, у них другие пожарные нормы. В Голландии также традиционно  другие лестницы – крутые и, с нашей точки зрения, опасные. А в проектировании от лестниц очень многое зависит. Необходимо также  помнить об отсутствии центрального отопления: каждый раз нужно решать проблему грамотного размещения бойлерной. Главное, там живет иная,  но, на мой взгляд, вполне применимая  к российской ситуации «идеология» жилья. Задача проектировщика – «отжать» (то есть сократить) утилитарные пространства – спальная, кухня, гардеробная - и отдать максимальную площадь гостиным, жилым комнатам. Место, где человек бодрствует и активно действует, занимает почти половину всей площади квартиры. С функциональной точки зрения, это абсолютно естественно – в спальне человек не устраивает танцы. Психологически подобный контраст помещений тоже оправдан: в гостиной комнате человек чувствует свободу, а в спальне он «забирается в коробочку» и отдыхает от простора. Мы с рождения живем на смене ощущений хаоса и покоя, и наша задача  - сбалансировать их. Грамотное проектирование жилья реализует потребность человека в гармонии.

Боюсь,  женщины с детьми усмехнулись бы. Во-первых,  дети занимают столько пространства, сколько в доме есть, поэтому площадь бодрствования равна площади ежедневной уборки.  Во-вторых, половину домашнего времени женщины обычно проводят на кухне, поэтому большая кухня – мечта многих россиянок. Кроме того, традиционные кухонные посиделки в России тоже пока никто не отменял. Но я понимаю, что у бизнесмена, скажем, нет времени сидеть на кухне, и он с вашим принципом бы согласился. Отсюда вопрос: насколько существенен в вашем творческом процессе социальный заказ клиента?

Я не преследую абстрактные эстетические задачи. Моя цель – создавать гибкое ко времени пространство. У меня есть клиенты – люди экономкласса (адвокаты, менеджеры, предприниматели средней руки). Их обычное желание - получить максимум пространства из имеющейся площади. На это я и ориентируюсь. Если у заказчика есть семья, моя цель - добиться того, чтобы каждый мог уединиться. По крайней мере два места для этого в каждой квартире есть – ванная и туалет. Важно сделать их компактными, но сохранить  пространственную интригу.

Это как?

Даже если мы имеем банальный  квадрат, можно сделать так, чтобы с разных точек он выглядел иначе. Иная ситуация с клиентами другого социального и материального уровня, которые владеют огромной площадью. Здесь есть возможности для эксперимента, не так жестко связанного с прагматикой, а ограниченного лишь финансовыми возможностями  клиента.

Создается ощущение, что современный архитектор-проектировщик должен быть обязательно еще и психологом.  Вам хватает обычного жизненного опыта?

Нет, опыта никогда не бывает достаточно.  Опыт – лишь подспорье, важно видеть, что за пределами этого опыта.

Психологическая совместимость с клиентом влияет на успех вашего бизнеса?

Для того чтобы придумать дом, не нужно быть психологом. Но для того чтобы  его продать, психологические навыки необходимы. Большинство  заказчиков - люди архитектурно неграмотные, что само по себе естественно. В то же время они высказывают массу пожеланий, которые обычно друг другу противоречат. Если пациент просит врача «к этим укольчикам еще вот те таблетки добавить», то доктору достаточно намекнуть на опасность подобной инициативы, и больной успокоится. В нашей области это не всегда так очевидно, особенно когда проект еще на бумаге. Я сразу вижу, что удовлетворение всех фантазий моего клиента «убьет» его жилье, но чтобы убедить в этом заказчика, требуется выдержка и психологическая подготовка. Есть люди, вообще не готовые к диалогу. Это такой вид идиосинкразии, основанный на воспоминаниях детства. Я слушаю человека и сразу понимаю, что там, где он рос, роскошью считались «во-о-о-т такие штучки», а семья нашего заказчика не могла себе этого позволить. Настало время воплотить мечту. Как чеховский герой, он будет наслаждаться своим крыжовником, и попробуй скажи, что его ягода -  мелкая, зеленая и невкусная.

Помню из детства: вариантов планировок было немного, поэтому особый шик заключался в деталях интерьера. Если кто-то мог себе позволить вместо двери на кухне сделать арочку,  и чтобы  вьетнамские бамбуковые палочки и колечки сверху! Человек входил в кухню, как в «Кабачок 13 стульев». В результате в конце 90-х, когда был ремонтный бум, - в холле или в кухне почти любой квартиры можно было встретить арочку. Но признаться,  я думала, что эти «недоеденные в детстве бананы» - свойство памяти небогатых людей, а состоятельные клиенты уже ориентируются на мировые тенденции.

Совершенно не обязательно. У меня была богатая клиентка, пожелавшая в тридцатиметровой гостиной  иметь две каменные люстры, которые не дают света.  Убедить ее в абсурдности этой идеи было невозможно. Другой клиент, владелец пентхауса площадью 666 квадратных метров, заказал «классический стиль». Дело даже не в том, что такого стиля просто нет. Ребенком его возили по дворянским усадьбам,  взрослым он съездил в Грецию, ему это понравилось, он так это назвал. Однако подобная архитектура невозможна там, где высота комнат, как у него, всего 3 метра. Колонны с капителиями – это только внешнее проявление того, что он называет «классическим стилем». Главное – это стремление кверху, это пропорциональный ритм, и потому здесь задает тон соотношение высоты  здания с его шириной.

Как вы выходили из положения?

Я создала пространство, в котором удобно жить, и со страхом пошла к клиенту – в моем проекте не было ничего от «классического стиля». Там развитие пространства по вертикали – у меня по горизонтали. Но ему понравилось. Он отказался от хрустальных люстр, от капителий и карнизов. Он меня услышал.  

Кто пользуется вашими услугами? Изменились ли ваши клиенты со времени первых заказов?  

Заметно изменились. Во-первых, есть квартирные клиенты и клиенты - профессиональные застройщики. Квартирные клиенты уже много поездили по свету, их потребности и желания стали разнообразнее, интереснее. Застройщики тоже стали культурнее, они понимают, что лучше обратиться к профессионалу, а не «срубить подешевле» идею у студента и по ходу дела еще самому чего-то присочинить. Трудно описать типичного заказчика, но я хорошо понимаю, с кем проще найти общий язык. Это человек в  возрасте от 30-ти до 50-ти лет с высшим образованием. Как правило, легче договориться с людьми,  окончившими физтех, мехмат, экономический факультет или с людьми, которые прошли путь от маляра до главы строительного холдинга. Но важнее, чтобы человек был открыт и не держался за свои старые установки. И есть  еще одно важное качество: мой клиент должен понимать, что такое приличный бизнес.

Что это?

Во-первых, нужно четко следовать буквам договора. Во-вторых, необходима ответная отдача заказчика. Он должен вовремя осмыслить предложенный проект и вовремя предоставить исходные материалы. Есть клиенты, которые ничего не понимают в чертежах, но сразу говорят, что это не годится. Бывает, наоборот, человек не глядя подписал проект, а потом выясняется, что у него недостаточно денег на реализацию, и начинается корректировка по ходу строительства. Особенно часто это случается при постройке больших зданий. В реальном времени все меняется. Впрочем, есть и  меценаты, готовые вкладываться в архитектуру. Они доверяют архитектору и следуют его советам. 

 Такие люди есть в России?!

По крайней мере одного я знаю, но мне не довелось с ним работать.

Полезно это для России?

Для любой страны это полезно. Но таких людей везде мало. Человек должен сначала заработать очень много денег, а потом понять, что именно в архитектурном искусстве он их будет хранить.

Что имеется в виду «вложиться в архитектуру»? Если он вложился в торговый центр - понимаю. Торговый центр через некоторое время ему денежки вернет. А если он вложился в музей? Музей – это всегда убыток. 

Есть такая высшая гуманитарная вещь как амбиция. Человека может согревать мысль «Я строю город!». Ему может нравиться делать что-то масштабное и долговечное, что определяет жизнь людей.

А кто у нас на самом деле строит город? Юридически?

Так на самом деле или юридически? Предположим, с самого начала своей практики я столкнулась с тем, что авторского права на идею, концепцию проекта у меня нет. Грубо говоря, тот, кто разработал проект, тот и является его автором, а тот, кто создал его идею, придумав, как она будет функционировать и выглядеть, автором не является. В нашей области очень часто это делают два разных лица - и физических, и юридических. А ведь для того чтобы придумать здание для города, нужно проанализировать социальную, пространственную обстановку места. Можно быть гениальным проектировщиком и прекрасно разрабатывать детали, но все это в конечном итоге будет мешать людям. Но труд человека, который разработал узлы, считается авторским, а труд того, кто создал концепцию здания, не считается авторским. 

Звучит абсурдно.   Даже у гениальных художников были ученики, которые прорисовывали  фрагменты  картины, но никто не сомневался в авторстве шефа. Стратег и есть автор. На Западе тоже так?

На Западе сложилось строгое разделение архитекторов. Есть стратеги, которые превращают идею в форму. Но прежде чем к ним обращаться, заказчик идет к архитектору-консультанту. Тот  на основе собранных сведений - контингент населения, экологическая обстановка, социальные нужды - прогнозирует изменение города в связи с появлением нового объекта. Есть также разработчики отдельных  деталей. Предположим, в здании есть витражи, тогда ими занимается конструкторское бюро фирмы-производителя. Но весь процесс контролирует тот, кто придумал идею.

А у нас?

У нас молодой-талантливый делает концепцию и юридически исчезает из мира архитектуры. Бюро со стажем и  - главное! - со связями  в согласующих инстанциях  делает архитектурный  проект. Технари-разработчики делают рабочий проект. В этой ситуации все уходит из-под контроля. А если добавить тот хаос, который царит в отношениях между заказчиком, исполнителем и согласующими инстанциями, то крайнего, как мы видим по истории с Трансвааль-парком, не найти.

Все это напоминает миниатюру Аркадия Райкина, когда «группа товарищей» спрашивает: «К пуговицам претензии есть?» И хотелось бы по-райкински отшутиться: «К пуговицами претензий нет», но так и не ясно, кто виновен в гибели людей – те, кто давал разрешение, или те, кто строил.  Как вы взаимодействуете с согласующими инстанциями? Это больной вопрос для вас или он уже отработан?

Это больной вопрос для всей нашей архитектуры, но у меня он отработан. От своих заказчиков я часто слышала «страшилки» про чиновников средней руки. Например, приходит человек, купивший кусок территории в Бирюлево под торговый центр, за разрешением начать строительство. А дяденька, в Бюрилево никогда не бывавший, смотрит на карту и говорит: "Надоели ваши торговые центры, фитнесс-центр - лучше." Как правило, человек, купивший это место, – а в  Москве это и дорого, и тяжело - не будет строить что попало. Он уже понял, что в этом месте нужен торговый центр, а не спорт. Там где ты строишь, нужно быть! Но наши чиновники еще по-прежнему работают по-советски, когда проекты всех городов согласовывались в Москве. И это несмотря на то что жизнь перевернулась и старые типовые системы застройки города мешают людям жить.

Самодурство чиновника родилось не в советские времена.

Я настроена оптимистично: это всего лишь старое мышление, которое скоро отомрет.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).