будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Кобрин Кирилл

Кармическая политика

Кармическая политика
kirill_kobrin_98

Чем сильнее хватает кризис за глотку Европу, тем больше удивления и даже разочарования. Где же обещанные политологами протесты? Где перевернутые автомобили, марши пустых кастрюль, забастовки докеров и тому подобные иллюстрации к тезису об обострении классовой борьбы в период экономических катаклизмов? Бунтовать-то, конечно, бунтуют, да не там, не те и (если «те» и «там») по совершенно иным поводам. В Лондоне протестовали против политики Израиля и помяли нескольких полицейских. Сразу в нескольких городах в очередной раз выступали за независимость Тибета. Что же до кризиса, как причины, то есть только три примера. Всеобщая забастовка во Франции – раз. Но неубедительно – в этой стране всегда забастовки. Стотысячная демонстрация в Дублине – это более серьезный аргумент, но ведь не то, чтобы никого не побили, даже к отставке правительства не особенно призывали. И – единственный настоящий аргумент: беспорядки в Рейкьявике, которые вспыхнули после того, как стало ясно, что чудесная Исландия обанкротилась.

            Вот по исландскому образцу все и ждали дальнейших бунтов, причем с бунтов с анархо-антиглобалистским душком. В начале января подвернулись и погромы, которые устроили в Греции молодежные группы (использовать слово «банды» как-то некомильфо...). Именно греки заставили всю Европу ожидать начала «красного кризисного года». Год этот пока не начался, да и особых показаний к его началу пока не видно. Воспользуемся затишьем в классовой борьбе и попытаемся ретроспективно проанализировать, что же произошло в Греции в январе этого года.

Молодежные бунты в Греции действительно сослужили хорошую службу нашему старому доброму миру. Прежде всего, они выглядят железным подтверждением марксовой схемы жесткой спайки так называемого социально-экономического «базиса» и политической (и культурной) «надстройки». Мол, если забарахлила капиталистическая экономика, то и прогрессивная молодежь, чуя неладное, начинает швырять свои булыжники. Для других события в Греции, наоборот, стали своего рода утешением: мол, не только у нас, «серьезных людей», все плохо; вы посмотрите на этих развеселых греков! Третьи, естественно, восприняли греческие погромы с большим энтузиазмом: фотографы расчехлили объективы, репортеры выставили микрофоны на длинных палках, а самая бессмысленная часть медийного сообщества -- «эксперты» и «политологи» -- наскоро сверившись с Википедией, принялись говорить о наследии «черных полковников», о клановости греческой политики, о неэффективных реформах и прочем. Прав был тот шутник, который сказал, что журналист – это человек, который пересказывает ленивым Википедию...

            Между тем, достоверных фактов о происходивших в Греции событиях немного и относятся они, скорее, к общим данным о политическом устройстве страны, ее социальной структуре, истории, экономике и культуре. Да, в Греции сильны позиции левых, в частности, коммунистов – это подтвердит любой внимательный турист, заметивший характерные лозунги на белоснежных стенах в райских уголках, что в Эгейском море, что в Адриатическом. Да, в Греции долго правила военная хунта, которая пала почти 25 лет назад после массовых волнений, в том числе – и молодежных. Да, в этой стране высокий уровень коррупции, некомпетентности и кумовства – это тоже подтвердит почти каждый иностранный турист, побывавший здесь. Наконец, поверим на слово знатокам: нравы местных полицейских не самые приличные. Верно. Но все это никак не объясняет того факта, что в течение месяца, если не больше, молодые люди бунтовали на улицах греческих городов, швыряли в полицейских камни и бутылки с «коктейлем Молотова», громили лавки и кафе, и даже баловались огнестрельным оружием. Скажем, в той же Португалии правила военная хунта, она тоже была свергнута, должностные лица там тоже небезупречны, к тому же, в отличие от Греции, там педофил сидит на педофиле. И ничего, никаких волнений. Любой честный историк скажет: то, что мы считаем «причинами» неких событий, есть лишь взятые почти наугад ретроспективные объяснения. Это прекрасно знал Лев Толстой: почему Наполеон отправил этот корпус вправо, а этот влево? Почему он выставил пару артиллерийских батарей прямо здесь? Насморк ли тому причиной? Или военный гений? «Вряд ли последнее, -- ответил бы на наш вопрос Толстой, -- “военным гением“ постфактум называют стечение обстоятельств -- как мы их сейчас видим, не более того». У Толстого получается так, что следствие предшествует причинам, является их условием; точнее – условием того, что мы определяем некие события (ретроспективно определяем) в качестве причин.

            Эта толстовская концепция исторической причинности – чудовищно нигилистическая на взгляд западного человека – отдаленно похожа на то, что в философии индийского буддизма называется «кармическим эффектом». Самой по себе «кармы», которую можно вытащить из кармана и предъявить любопытствующему, нет и быть не может. Только созерцание, «обратное воспоминание» может обнаружить некоторую связь между нынешним состоянием сознания созерцателя и некоей предыдущей точкой его нахождения; обнаружив такую связь, сознание говорит о том, что эта связь – причинная и что оно созерцает «кармический эффект». Без такой процедуры, повторюсь, кармы как бы не существует.

            Но вернемся к нашей греческой толпе, обуреваемой в январе вовсе не буддистскими страстями и чувствами. Любой из этих молодежных хулиганов (или революционеров, на ваш вкус) скажет, что он бунтует из-за того, что полицейские просто так, безо всякой причины, застрелили подростка. Если вы скажете вашему собеседнику, что это был, скорее всего, несчастный случай, что пуля попала в несчастного юношу рикошетом, что вообще потасовки начались до рокового выстрела, то он наградит вас презрительным взглядом (если вообще не треснет булыжником по башке, как правительственного прихвостня). Если вы спросите о причинах молодежных протестов государственного греческого чиновника, то он вам ответит, что это проделки хулиганов, юных бандюг, леваков, которых, к тому же, поддерживают Мировой Интернационал Антиглобалистов. Если вы попросите у него доказательств этого международного заговора, то он, пожалуй, засадит вас в кутузку. Точно также не состоится и ваш разговор с политологом -- или даже европейским политиком приличного уровня. Они поведают вам о кризисе государственной программы строительства школ в Греции, о незавершенной реформе полиции и университетов, и прочем. Поджоги лавочек, где торгуют оливками и рециной, можно объяснить и так, только вот согласятся ли с этим те, кто поджигает, и те, кого поджигают?

            Налицо кризис объяснительных моделей современного европейского политического сознания. В данном случае, он усугубляется тем, что сознание это именно «политическое»: то есть, оно склонно объяснять те или иные события как политические, при том, что сами участники не считают их таковыми. Источник этой болезни – в парижских событиях мая 1968 года, когда леваки сделали свой протест намеренно неполитическим (каким угодно – сексуальным, контркультурным, эстетическим), чтобы не совершать настоящей революции, которой они, на самом деле, боялись. Когда же бурный «май 68-го» завершился глубокими политическими изменениями, Кон-Бендит и компания вдруг «вспомнили», что они занимались именно политикой и спокойно приняли венки победителей. С тех пор в Европе любая молодежная потасовка с полицией прочитывается сквозь «текст 68-го» и в ней видят революцию в зародыше. А напрасно. Массовые поджоги машин во французских городах пару лет назад были не политикой, а уголовщиной вперемежку с расовой ненавистью. «Политикой» их сделали французская власть и оппозиция. А что в январе 2009-го двигало греческими бунтовщиками? Желание поразмяться? Тоска по жестокости? Скука? Сложно сказать. Стоит спросить об этом у буйного футбольного болельщика.

            P.S. Все вышесказанное вовсе не отменяет того факта, что реформы университетов надо проводить, что полицейским стоит поосторожнее обращаться с огнестрельным оружием, что с коррупцией надо бороться и так далее.

См. также другие тексты автора:

  • Трусы Ника Кейва
  • Я поведу тебя в музей...
  • Кролик, крыса, очки и сандалии
  • The Importance of Being Shameless
Кобрин Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).