Независимое литературное издательство «Запасный выход/Emergency Exit!» выпустило в свет альбом «Хармссто» с рисунками Бильжо. По этому поводу директор «Запасного выхода» издатель Борис Бергер рассказал "Прагматике культуры" в лице Екатерины Васениной о стратегии и тактике маленького независимого издательства, за полтора года ставшего известным на уже сложившемся издательском рынке.
Какой стратегии следует придерживаться сегодня маленькому интеллектуальному издательству на книжном рынке?
Первое – президентом нашего издательства является мой друг, замечательный человек, интересный писатель, психолог Сергей Шумейкин. Но его сегодня нет, и я попробую ответить на вопросы.
Концепций две. Первая - сеять разумное, доброе, вечное, вторая -- книготорговля. Как упрячь в одну упряжку осла и трепетную лань, непонятно, но мы стараемся сочетать.
У нашего издательства есть идеи, позиция и четкое видение сегодняшней ситуации, в том числе литературной. В моем детстве было несколько издательств, которые волокли на себе наше все – «Трилистник», «Мастера современной литературы», «Искусство», еще несколько, и они тянули все на себе. Сегодня интеллектуальные издательства полюбили выпускать разнообразные серии. Это выгодно, печатается под одной обложкой, в серию можно запихнуть много всякой суеты.
У нас серий всего три, они очень четко очерчены. Нашу развлекательную «Фейерверк» представляет замечательный редактор, молодая писательница Ольга Работнева, и она делает ее все сложнее и умнее силами тех людей, которых мы формируем в обойму для противостояния донцовым. Так мы противостоим тиражам современной попсы и пафоса.
Роман «Кукла» Алисы Мун разошелся большим тиражом. Поскольку мы интеллектуальное издательство, мы будем усложнять и развлекательный «Фейерверк», чтобы нам не было стыдно за свою жвачку перед сном. Серия Игоря Клеха «Запасный выход» – строгая серия в твердых обложках остается как есть. Две книги из этой серии получили в минувшем году премию Андрея Белого – то есть там, где должна себя зарекомендовывать серьезная литература, -- «Записки на полях письма» Бориса Дубина и «Курицын-Weekly».
Третья наша линия -- серьезная и экспериментальная литература в серии «Внутренний голос». Она включает в себя книги с дисками известных мастеров – Андрея Битова, Эдуарда Лимонова, Максима Суханова. Рядом с классиками винтажная фея питерского андерграунда – Юля Беломлинская, новая звезда Наталья Кулагина. Мы даем возможность стартовать в литературном мире, как это уже сделали с нашей помощью Алмат Малатов с книгой «Двоичный код», Ксения Агалли с «Василисой и ангелами», Екатерина Великина с «Пособием по укладке парашюта». Еще мы решили сделать детскую серию «Машенька», там будет много чего, от азбуки до переиздания «Черной курицы» Погорельского. Будет и много переизданий.
Переиздают сегодня все, чем ваши переиздания будут отличаться от остальных?
Переиздания будут очень серьезно поданы. «Тарас Бульба» с огромным количеством иллюстраций, например. В планах – «Евгений Онегин» и «Мцыри» или «Ревизор!» Бильжо – это шутка но очень близкая к правде. Помимо этого мы готовим несколько очень важных изданий -- книгу-альбом «Творчество душевнобольных». Мы оттолкнулись от книги Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие искусства науки и техники». За 2 года столько идиотов нам прислали свои тексты, что наша коллекция потрясает воображение. Не будем раскрывать карт, но будут там и отличные тексты от современных эстетов и идеологов сумасшествия.
Вторая -- альбом эротической фотографии «ЭроССия. В основу ляжет мужское ню, но будет также и современная репортажная фотография. Участвуют Серж Головач, Андрей Бартенев, во главе проекта стоят Юрий Рост и Ольга Свиблова. Будет проект к следующей ярмарке «Non fiction», посвященный современной российской культуре. В него войдут экстракты лучших текстов победителей и участников молодежных и взрослых литературных премий 2005 и 2006 года. Такая хрестоматия страниц на 600.
Как вы понимаете, что выбранная стратегия верна?
Народ голосует рублем.
Как возникла идея альбома «Хармс 100», презентация которого состоялась на днях?
Была интересная история, связанная с этим альбомом, который по-своему сформировал очередной этап моей жизни. Андрей Гнатюк, руководитель рекламного холдинга «ИМА», в какой-то момент позвонил мне и говорит: «Я купил усадьбу в Подмосковье, хочу устроить там день рождения Хармса». Я принял активное участие в подготовке праздника, приехало иного правильных людей и все вылилось в невероятный праздник в честь Хармса и в духе Хармса. Летали на шарах, играли в бадминтон сковородками, вываливались из окон. Было много веселого. На этом празднике в гостиной, где мы сидели, было несколько картинок Андрея Бильжо формата А4 на тему стихотворений Хармса. И меня эти картинки как-то сильно зацепили.
И вот я подумал: «Сто лет великому Хармсу, которого я так люблю. Люблю русский абсурдизм за его комичность. Комичность западного абсурдизма все-таки завуалирована, а у нас клоунаду надо выставлять на щит, иначе замерзнешь и погибнешь». И я сказал Бильжо: «Давай сделаем маленький ликбез по Хармсу с твоими картинками, люди будут читать и радоваться». Но Бильжо оказался монументалистом. Он сказал: «Нет, будем делать крутой альбом, будем делать пафосный литературный проект, нажарим котлет». Я позвонил Вадиму Абдрашитову, тот ответил: «Я готовлю номер». Позвонил Диброву, тот говорит: «У меня номер готов и фонограмма». Позвонил Виктюку, тот: «У меня спектакль». И когда дошло до дела, я понял, что из нашего литературного вечера получается большой чудовищный фестиваль. Решили в итоге сделать все в минималистичной манере, за три часа уложиться и как-то всех все-таки разогнать. Многие просили сказать телефон тапера, чтобы порепетировать.
Работа над альбомом, кажется, шла не слишком гладко - возникли проблемы с авторскими правами на тексты Хармса?
В процессе рождения этого ребенка, альбома, бывало много трудностей. Некоторые люди пытались ударить коленом по беременному животу. Мы выяснили наконец, что литературные права на Хармса не принадлежат никому и никто не может помешать нам напечатать литературное наследие Хармса. Тем более , что это не Хармс, а графика Бильжо. Когда мы все увидели, что сделал Бильжо, то поняли: должна быть гознаковская бумага, – та, на которой делают деньги. И было так.
Обэритуам было непросто в свое время, с своем мире отстаивать свою литературную позицию, свою литературную нишу. Мы прошли через свои трудности. Нам хотелось выпустить в мир этого ребенка и мы это сделали.
Фото Бориса Бергера с сайта НГ Exlibris
См. также: