будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино культура
Июль 6, 2025
Культура
Сафронов Кирилл

Хорошее кино: «Дунай» — «Цыганы» наших дней

Хорошее кино: «Дунай» — «Цыганы» наших дней
orig_1.jpeg
Фильм «Дунай». kinopoisk

«Дунай» — режиссерский дебют Любови Мульменко, известной зрителю в качестве автора и соавтора сценариев, например, к фильмам «Комбинат “Надежда”» (2014, реж. Наталья Мещанинова), «Верность» (2019, реж. Нигина Сайфуллаева), «Разжимая кулаки» (2021, реж. Кира Коваленко). Но если восемнадцатилетней Свете — героине «Комбината “Надежда”» (именно этот фильм принес Любови Мульменко известность) — в финале картины страстно захотелось «В Москву! В Москву!», то Наде, которой лет тридцать, Москвы явно мало: с первых же кадров мы обнаруживаем ее в Белграде, в автобусе, где местные смеются, болтают по телефону, флиртуют с противоположным полом и в целом, естественно, улыбаются. Надя напряжена, мрачна, растерянна — будто не в отпуск приехала, а на утренней планерке выслушивает очередные задачи от малоприятного руководства. Сразу задается конфликт, интонация, настроение. Приехала. И чего?

А как у Пушкина почти 200 лет назад! Наде чертовски захочется плюнуть на «неволю душных городов»: 

Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой,

Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.

Поэтому она не то чтобы сразу и не то чтобы с радостью ввязывается в авантюру знакомства с молодым человеком Нешей, подкупившим ее не только пивом, вольностью и беззаботностью, но и тем, что мало-мальски изъясняется по-русски — по-детски, с ошибками, очень трогательно. С остальными персонажами Надя будет пробовать говорить по-английски. И «в шатрах изодранных» она переночует. И удивится «бродящей бедности и воле», и даже ее полюбит. И на танцах оторвется, где «крик, шум, цыганские припевы». И будет бегать, смеяться, ругаться по телефону с циничной сухой подругой и туповатыми наглыми коллегами с работы, что никак без нее не могут решить земные свои вопросы. И будет поражаться, удивляться, радоваться, наслаждаться, грустить от того, что у Дуная 

Всё скудно, дико, всё нестройно,
Но всё так живо-неспокойно,

Так чуждо мертвых наших нег,
Так чуждо этой жизни праздной,
Как песнь рабов однообразной!

Продюсер «Дуная» — Валерий Тодоровский (Любовь Мульменко была сценаристом его «Гипноза»). В главных ролях — Надежда Лумповая (с ней Мульменко познакомилась на съемках фильма «Еще один год») и непрофессиональный актер Ненад Васич, сербский друг Любови, которая наездами живет в Белграде, хорошо знает город и сама говорит по-сербски. Оператор Михаил Хурсевич наверняка запомнился тем, кто смотрел «Китобоя», своей изящной, но ненавязчивой картинкой. 

По каждому кадру, звуку, цвету видно, что команда старалась и думала над тем, что будет происходить на экране. Я вот только одного понять не могу: как можно было в аннотации к фильму написать про героиню «интровертная»? Я понимаю, что это для того, чтобы задать конфликт с «экстравертными» сербами. Но теперь же эти некрасивые, искусственные слова летают из рецензии в рецензию как околоречные комары — будто нет ни «закрытой», ни «нелюдимой», ни «замкнутой». Ни «общительных», ни «рубах-парней», ни «лёгких в общении». Мы же не Неша, чтобы изъясняться малопроясняющими словами... 

Если же возвращаться к Наде, то ее ситуации не позавидуешь. С одной стороны у нее

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда.

А с другой,

Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!..
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.

Но сербы такие родные — со своими конспирологическими теориями выхода английского языка из славянского, и пожилыми парами у телевизионного сериальчика, и ипотеками, и надеждами на возможность накопить денег на путешествия, жонглируя апельсинами. И откуда их легкость и беззаботность? Исторически так сложилось? Или американцы бомбардировками подкосили у части молодых людей зарождающуюся любовь к капиталистическим благам? Неизвестно. Но интересно. Похожее, но другое. Другие. Другой мир, сказочный. А в сказочном мире бывать иногда надо. Для эмоционального здоровья — тьфу ты, Господи — для души, говорят, полезно!

Сафронов Кирилл
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).