будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Мусвик Виктория

Худой мир

Худой мир
musvik3.gif

А в Америке, как выяснилось, революция. Здесь только что вышло из печати новое издание The Norton Anthology of English Literature, самой главной литературной хрестоматии текстов на английском языке. 13 веков, около 6 тысяч страниц - как говорят в таких случаях сами американцы from Plato to NATO. Но главное – впервые за всю историю ее существования у антологии сменился главный редактор. Место патриарха американского литературоведения, профессора университета Корнелла и специалиста по романтизму девяностотрехлетнего Мейра Говарда Абрамса отныне займет видный шекспировед, основатель «нового историзма» и профессор Гарварда Стивен Гринблатт.

Казалось бы- что такого особенного? Ну, заменили одного профессора другим- у нас бы точно никто не обратил внимания. И уж тем более не поднялась бы шумиха в центральной прессе. Однако для Америки это событие – из ряда вон. Потому что страсти по поводу литературного канона там кипят ого-го какие, а изменение программ по родной литературе сопровождается, в последние 25 пять лет по крайней мере, нешуточными баталиями, имеющими очень серьезные последствия, вплоть до политических.

«Войны за канон» начались в Америке в семидесятых и тесно связаны с возникшим приблизительно тогда же понятием «политическая корректность». Говорят, само это выражение, «политкорректность», придумали американские правые исключительно с сатирическими целями – но слово прижилось, уже безо всяких негативных коннотаций. Напомню, что суть политкорректности, как ее определяет, скажем «Википедия», состоит в том, «чтобы избегать использования слов и высказываний по отношению к определённым социальным группам, которые эти группы (или по крайней мере некоторые члены этих групп) считают или могут считать оскорбительными для себя» . Понятно, что все подобные игры с языком –лишь отражение торжествующей в данный момент в западном интеллектуальном мире левой идеологии и что в последнее время они, эти лингвистические изыски, дошли там до какого-то уже совершеннейшего абсурда, угрожающего разрушением цивилизации, особенно перед лицом всякого рода внешних угроз.

Идеями о следах многовекового угнетения в языке, которые необходимо раз и навсегда искоренить, прониклись не только американские лингвисты, но и литературоведы. Так начались «битвы с каноном». Сигналом к атаке на казавшиеся раньше незыблимыми ценности стала вышедший в 1979 году в одном из ведущих мировых научных издательств Johns Hopkins University Press под редакцией Лесли Фидлер и Хьюстона Бейкера сборник  «English Literature: Opening Up The Canon» («Английская литература: открывая доступы к канону»). Дальше последовала лавинообоазная череда статей, книг, выступлений на конференциях и в периодической прессе о том, что школьные и универистетские программы по литературе отражают позицию господствующего большинства Dead White Males, то есть Мертвых Белых Мужчин. Леваки-«каноноборцы» (canon-busters) предлагали значительно расширить канон засчет включения туда произведений женщин, гомосексуалистов, чернокожих, авторов массовых произведений и так далее и так далее. Защитники канона наоборот настаивали на том, что программы обязательных для изучения детьми и юношеством произведений сложились не в одночасье и являются хранилищем самых базовых ценностей американской, а то и всей западной цивилизации (как водится, англичане и американцы слегка преувеличили тут свое значение для мировой культуры). Самый известный из «канономольцев»- литературовед Гарольд Блум, выпустивший в 1994 году книгу «The Western Canon» («Западный канон»), где автор с пафосом громил политкорректность и каноноборцев (наиболее интересный разбор книги Блума на русском, на мой взгляд, сделал в 1998 году в журнале «Иностранная литература» Михаил Ямпольский ).

Из всего уже сказанного читателям этой колонки должно быть совершенно очевидно, что «битва за канон», продолжающаяся в Америке и по сей день имеет отношение не только и не столько к литературному процессу. Вот например, как доказывает один из самых известных последователей Бурдье Джон Гиллори в давно ставшей университетским учебником книге 1993 года «Cultural Capital. The Problem of Literary Canon Formation» («Культурный капитал. Проблема формирования литературного канона»), речь идет, ни много ни мало, о социологических и политических основах литературного канона. На русском языке этой проблеме был посвящен 51 номер журнала НЛО (2001), где, в частности, Михаил Гронас хорошо и доступно изложил суть социологических (в пику аксиологическим) размышлений о каноне: «”Перетряски" в каноне, канонические революции происходят в моменты тектонических изменений в классовой структуре общества. Канонические дебаты 80-х суть также свидетельство глубинной классовой трансформации американского общества» .
Вот поэтому уход «хранителя канона» Абрамса и приход на его место «разрушителя канон» Гринблатта вызывает такой резонанс в американском обществе- ведь это окончательное подтверждение победы левых в «битве за канон», в попытке вывести левые идеи на уровень языка и литературы. Интереснее всего, пожалуй, о сути полемики Абрамса и Гринблатта (Послушать их диалог можно здесь)  и о том важнейшем месте, которая уникальная «Нортоновская антология» занимает в англо-американской культуре написала недавно блестящий критик газеты New York Times Рэйчел Донадио  (на сайте газеты можно сравнить содержание первого издания «Антологии» 1962 года и самого-самого свежего ее переиздания 2006 года).

Почему это должно быть интересно нам? Ну, хотя бы уже потому, что речь идет об истоках пресловутой западной «политкорректности», которая для многих в нашей стране- как красная тряпка для быка. Иронизируют над ней у нас с переменным успехом, иногда даже смешно, как говорится, с огоньком (желающих отсылаю к статьям Вячеслава Белаша, Татьяны Толстой  и Агнешки Колаковской ). При этом основные критики, желающие в искрометной форме раскрыть глаза западу на все его язвы, почему-то живут именно у нас - в стране, где не просто не принято проявлять терпимость по отношению к каким-либо меньшинствам, но где вообще, если ты оказываешься в позиции слабого (будь то пешеход, переходящий улицу по зебре или брошенная на произвол судьбы с мизерной пенсией старушка, торгующая вязаными носками на морозе у метро, которую гоняет румяный и откормленный участковый), велик риск того, что тебя тут же и затопчут.

Мне лично не весело, а грустно. Особенно если я читаю новость про «Нортоновскую энциклопедию» глазами не литературоведа, но просто общественно активного человека, живушего здесь и сейчас, в России начала XXI века. Говорят, у нас - эпоха перемен, однако что-то я не припоминаю оживленных дебатов по поводу литературной программы, школьной или университетской. Кругом тишь да гладь - и чем ближе к современности, тем становится тише. Неужели нам нечего менять и не о чем спорить? Я вспоминаю то тоскливое ощущение, которое возникало у меня и моих одноклассников на уроках русской литературы - самых, пожалуй, неинтересных, замшелых, поверхностных из всей школьной программы. Я думаю об университетских занятиях по русской и советской литературе - чем ближе к актуальности, тем более тусклым и архаичным становилось преподавание. Я распрашиваю своих нынешних студентов - и они признаются мне в том же самом чувстве.

Может быть, я что-нибудь пропустила? Открываю поисковую систему, набираю слова «канон», потом «программа», «русская литература». Первые же выпавшие ссылки на русском языке относятся к американским «войнам за канон» (очень, конечно, интересно и увлекательно - но какое отношение все это имеет к моему собственному настоящему?). А дальше вылезает ряд совершенно однотипных и явно переписанных с одного и того же пресс-релиза сообщений 2003 года - о том, что к 2006 в школах введут совершенно новую программу по литературе . Ух ты, и у нас начинается! Тут-то я жду полемики или хоть какого-нибудь проблеска интереса. А их нет. Дальнейший поиск выдает, в лучшем случае, несколько написанных бюрократическим языком статей педагогически-методологического характера про «преодоление тоталитарности педагогических стратегий», туманные размышления на тему «не пора ли пересмотреть наконец литературный канон, который придумала старая идеология» («обсуждение в форуме- комментариев ноль») или научную статью о сложении канона в русской литературе XIX века.

Самые интересные рассуждения про литературную программу - на форуме старшеклассников. Я разговариваю с универистетскими коллегами - эта проблема их особенно не интересует, хотя кое-кто высказывает дельные критиические замечания. Но тут же просит - на всякий случай- их не цитировать. Тот самый случай, когда худой мир куда хуже доброй ссоры. Тоска, тоска.
Тут, конечно, вспоминается все, что написано о «стерелизации субъективности», об отсутствии в современной отечественной культуре какой бы то ни было серьезной рефлексии над современностью, о воспроизведении одних и тех же клише столетиями и при разных государственных строях и все такое прочее . Я же просто представляю себе людей приблизительно своего возраста, чтуь моложе, чуть старше- свободных, образованных, умных, отучившихся в лучших университетах страны, а то и мира -  которые либо с упорной последовательностью повторяют то, что поколениями до этого вдалбливали в головы студентов составители программ в духе работ классиков марксизма-ленинизма, либо рассуждают о том, что в нашей стране ничего изменить нельзя и поэтому, мол, надо отсюда валить и побыстрее. И я думаю, случилась ли бы в Америке «Нортоновская антология» и все плодотворные и доброкачественные при всех их перегибах и перекосах пересмотры канона, если бы Мейр Говард Абрамс не сказал во времена Великой Депрессии: «Если уж мне нужно голодать, буду голодать хотя бы делая что-то, что мне нравится».

Мусвик Виктория
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).