будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Кинотавр кино
Июль 3, 2025
Культура
Чернышева Вероника

Кинотавр: арт-хаус - теперь мейнстрим

Завершился очередной «Кинотавр» и стало понятно - что такое новое актуальное российское кино. Главный приз, как то и подразумевала внутренняя логика фестиваля, достался провокативному Кириллу Серебренникову. Самое что ни на есть актуальное российское кино как раз такое - черная комедия про нашу жизнь, где все настолько же смешно, насколько и страшно. Нетеатралам можно учесть, что одноименный опус по пьесе братьев Пресняковых, в постановке Серебренникова же идет во МХТе, почти с тем же составом актеров. Новая драма, как она есть - со смертями и ненормативной лексикой. Впрочем, можно ничего такого и не учитывать.

Итак, кино. В нем не без театра. Сюжетно «Изображая жертву» - Гамлет нашего времени. Главный герой - Валя (Юрий Чурсин), молодой человек после двадцати, но еще до тридцати - собственно, этому поколению и адресован основной пафос картины, тот что помимо шекспировского сюжета. Герой умен, образован, ироничен и предельно равнодушен к абсурдной реальности, в которой он существует. Работает в милиции жертвой. То есть, участвуя в следственных экспериментах, повинуется приказаниям капитана, изображает жертву. Вале приходится то влезать на окно, пока убийца в наручниках рассказывает, что на самом деле жену он не убивал - ее сквозняком сдуло, когда она окна мыла. То перебирать ногами в бассейне, пока харизматичный и темпераментный гость столицы на плохом русском излагает, как утопил девушку, не разделившей его любви. Герой Максима Коновалова (очередной подсудимый) спокойно и хладнокровно, как впрочем, и все остальные участники следственных экспериментов, рассказывает, что застрелил бывшего соседа по парте в затылок не то за косой взгляд, не то за неласковое слово. Валя покорно ложится на очерченные мелом контуры покойного.

Вот тут-то и наступает кульминация - почти десятиминутный матерный монолог капитана, окончательно выведенного из себя словами подсудимого «пульнул из пистолета». Отставить упреки в злоупотреблении обсценной лексикой! Как еще должен разговаривать капитан милиции средних лет - человек прошлого поколения, который искренне не понимает: «откуда все они взялись, кто их понарожал, кто дал им в руки оружие, кто на работу выпустил и прочее». В общем, достается всем. В том числе и Вале. И не зря. В итоге Валя тоже становится убийцей. Вернемся к Шекспиру - убивает Валя собственную мать (Марина Голуб), невесту и отчима.  Последний следственный эксперимент, проводимый группой - Валя сидит в наручниках, серьезно и обстоятельно рассказывает, чтобы было всем все понятно, как он отравил свою веселую семейку.

Говорят, фильм уже продан на один из центральных телеканалов, но там, в зависимости от эфирного времени, монолог капитана, вызвавший бурную полемику после фестивального показа, скорее всего переозвучат.

Вот такой абсурд, с глубоким и полемическим социальным пафосом. Из актерских работ особенно выразительна эпизодическую роль Лии Ахеджаковой - она играет сотрудницу суши-бара, загримированную под престарелую «японку с судьбой» поющую под караоке, что молча солидаризируется с капитаном, когда тот костерит молодежь, а заодно и российскую футбольную сборную, которая вот уже двадцать лет его «обманывает». А все почему - потому что «голы надо забивать учиться, а не стилистов за собой возить и прически перед матчами делать». Экранное воплощение «Жертвы» получилось ярким, остроумным и верно расставило акценты - Кирилл Серебренников, сплавив новую драму с новым киноязыком, переформулировал старый вопрос: кто виноват? Который, если убрать из диалогов мат, звучит теперь так: кто жертва?

Наверное, на этот же вопрос, выполняя, правда, совершенно разные художественные задачи, отвечали и другие картины фестивальной конкурсной программы. Так фильмом, который получил призы за лучшие женскую (Рената Литвинова) и мужскую (Александр Яценко) роли, стала новая работа Алексея Балабанова «Мне не больно». Тут все тоже актуально, современно, тоже действует новое поколение, правда, нет чернухи, а напротив, картина проникнута светлым пафосом и трогательной грустью. Как всегда у Балабанова. Рената Литвинова играет прекрасную содержанку, которая встречается на пути вольноопределяющейся компании молодежи, решившей заняться архитектурным бизнесом и сделать прекраснее жизнь новых русских, а заодно и подзаработать. Персонаж сначала кажется обычным прожигателем жизни. Потом эта метафора раскрывается - оказывается Тата, или, как называют ее некоторые, Нателла Георгиевна, безнадежно больна раком крови, она знает сколько ей осталось жить, но скрывает это от людей, которых успела полюбить. У Балабанова новое поколение выглядит прямо противоположно по сравнению с Серебренниковым - бесхитростные, веселые, талантливые, ищущие любви, знающие, что такое настоящая дружба. В этой же компании бывший вэдэвэшник Олег (Дмитрий Дюжев) - судьба его уже за пределами сюжета фильма явно печальна - он спивается, мечтает отомстить за погибшего в Чечне друга, а пока, как может, защищает своих беззащитных, ангелоподобных друзей. За эту лирическую комедию критики во время фестивальных кинорингов упрекали Балабанова в самоповторе, хотя и цитировали чаще других Балабанова. Фраза одного из героев фильма «Мне не больно»: «главное - найти своих и успокоиться» ушла в народ.

Специальный диплом жюри с несколько вымученной и сложной формулировкой достался Ивану Вырыпаеву за дебютный фильм «Эйфория». Что, в общем-то, тоже логично, потому что Вырыпаев оказался перпендикулярен всей конкурсной программе. Критики не могли не отметить - это новый и совершенно другой уровень художественного мышления, новый киноязык. Из уст профессора киноведения на одном из обсуждений прозвучало даже - «пришел человек из театра и рассказал мне о кино, о котором, мне казалось, я знаю все, что-то совершенно новое».

Приза Вырыпаеву достаться и не могло. Жюри можно понять - трудно сравнивать несравнимое. Как-то ни банально звучит, но вырыпаевская «Эйфория» относится ко всей конкурсной программе, как относится арт-хаус к пресловутому мейнстриму, как бы по-разному мы ни понимали эти слова.

Вырыпаеву удалось показать высокую античную трагедию, но о русской жизни, которая в «Эйфории» условна, но безупречно красиво снята. Сюжет, как и положено в мифе, задан, предначертан, понятен зрителю с первых кадров. Любовный сюжет, кровавая драма, прекрасная поволжская степь. Муж, жена, любовник. Гибель любовника от руки ревнивого мужа. И при этом точная, штриховая, но яркая русская деревня. Хотя фильм не о ней, и не о похоти, не о банальной измене, он даже не о всепоглощающей страсти. Он о катастрофичности любви, об эйфории. То, что видишь на экране, вызывает массу странно сплавленных ассоциаций - вампиловские тексты, итальянскую живопись, поэзию Лорки, язычество и античный миф, добавьте сюда лаконичные диалоги героев, в которых тоже есть мат, за который Вырыпаева, естественно, тоже упрекали.

О катастрофичности любви решила поговорить со зрителем и Авдотья Смирнова. Сценаристку, впервые выступившую в роли режиссера, наградили на «Кинотавре» за лучший дебют. Едва ли, конечно, фильм «Связь» станет для современного зрителя новой «Иронией судьбы или с легким паром», но он оказался также во многом энциклопедичен по отношению к новой русской жизни, каким навсегда останется фильм Рязанова по отношению к советской.

Параллели прослеживаются - в центре сюжета Москва и Петербург, любовная связь, герой (Михаил Пореченков) московский бизнесмен с благополучной судьбой и счастливой с виду семьей, героиня - его возлюбленная (Анна Михалкова), тихо живущая в уютной перербуржской квартире с мужем-интеллигентом, который ее безумно любит. Роковая встреча главных героев происходит за кадром, до начала фильма, зритель наблюдает лишь за тем, что происходит потом, и видит, как даже близкие люди никогда не могут договориться и как разрушительна на самом деле настоящая любовь. Она больше жизни, потому что против нее. Она ее ломает, превращает в безысходность, и вынужденно делает несчастными ни в чем не повинных людей.

Итог подвели, как водится, критики и обозреватели, причем, как российские, так и зарубежные. Все в один голос заявили - программа обновленного "Кинотавра" была самой интересной за всю историю существования фестиваля. А еще - новой дирекции фестиваля удалось-таки превратить фестивальную площадку из пляжной тусовки в место для конструктивного разговора о современном российском кино, которое, как обнаружилось в очередной раз все-таки существует.


См. также о "Кинотавре"

Леонид Клейн. Возможность "Острова"

Леонид Клейн. "Кинотавр": певица Пелагея, православие и народность

Леонид Клейн. Живой ноль

Чернышева Вероника
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).