В программе нынешнего "Кинотавра" участвовало 16 картин. Лидеры прокатных сборов «Бой с тенью» (реж. Алексей Сидоров) и "Статский советник" (реж. Филипп Янковский), несколько мелодрам, три криминальные комедии, представленные студией Сергея Сельянова СТВ. В конкурсе участвовала и первая картина, снятая в Татарстане; фильм «Первые на Луне» представил Свердловскую киностудию. Вместе с тем нельзя утверждать, что у жюри, возглавляемого Галиной Волчек, был широкий выбор.
Без вопросов
Среди финалистов, чья победа не вызывает споров - "Первые на луне", мистификация на стыке актерской игры и документальной хроники 30–х годов советского периода. Фильм стал лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков. Режиссер Алексей Федорченко получил и приз «Кинотавра» за лучший дебют.
Решение, принятое Гильдией продюсеров, выглядит не менее благородно и достойно. Все ожидали, что на профессиональный приз могут рассчитывать либо кинокомпания «Централ Партнершип» за фильм «Бой с тенью», либо «Студия Михалкова ТРИ ТЭ» за «Статский советник». Вместо этого продюсеры Виктор Глухов, Михаил Зильберман и Александр Михайлов наградили Светлану Бухараеву из Татарстана, снявшую первый национальный фильм «Куктау» («Небесная гора»), таким образом реально поощрив развитие новой кинематографии на карте России.
И все же после оглашения результатов остались некоторые вопросы.
Не ищите женщину
Весьма оригинальное решение жюри фестиваля приняло по фильму «4». Не усомнившись в таланте режиссера Ильи Хржановского, судьи наградили его специальным призом. Но даже награждая, подчеркнули: приз вручается вовсе не фильму, с эстетикой и этикой которого не только жюри, но и большая часть фестивальной публики не согласны... Сторонники картины «4» рьяно защищали право художника на самовыражение и считывали с экрана глубокие метафоры. «Фильм «Четыре» про чудовищный антропологический и гуманистический кризис современного общества», - заметила кинокритик Елена Стишова.
Лидером по количеству наград стал фильм Павла Лунгина «Бедные родственники». Урожай из главного приза, наград за сценарий и актерскую работу Константина Хабенского дополнил именной чек от губернатора края. Павел Лунгин обещал подумать над проектом «Кубанские казаки -2».
Жюри не увидело ни одной женской роли, достойной награждения, и вышло из ситуации весьма изящно, отметив специальным упоминанием четырехлетнюю Иру Шипову за работу в фильме «Требуется няня» и 95–летнюю Эстер Гуэтен, сыгравшую в «Бедных родственниках». Однако это вовсе не приз, разделенный пополам, как в случае с Никитой Михалковым ( Пожарский - «Статский советник») и Константином Хабенским (Эдик – «Бедные родственники»). Столь радикальный жест жюри объяснило примерно так: когда роль не получается, всегда виноват режиссер. В этом контексте становится понятным b отношение жюри к фильму Ларисы Садиловой «Требуется няня».
Актриса Марина Зубанова играет няню в семье преуспевающего бизнесмена; перед зрителями постепенно раскрывается чудовищная способность на вид нелепой простушки поставить перед собой цель и ее исполнить. Автор сценария Лариса Садилова оказалась более жесткой, закручивая сюжет, но режиссер Лариса Садилова музыкой, неспешными панорамами и многофигурными необязательными эпизодами смягчила происходящее. В фильме много зон умолчания и в результате - на экране живописное полотно на наших глазах превратилось в акварельный этюд, к тому же длиной в час пятьдесят минут. Такова была творческая воля режиссера за монтажным столом, но она не убедила жюри. Поэтому Марина Зубанова осталась без награды, а приз за лучший сценарий, на который могла рассчитывать Садилова, ушел к Геннадию Островскому, автору «Бедных родственников».
Это решение вызывает, на мой взгляд, совсем уж некомплиментарные вопросы.
Странно, что жюри, состоявшее из театрального режиссера (Галина Волчек – «Современник», актрисы Елены Яковлевой, режиссеров Сергея Урсуляка (Сочинение ко дню Победы»), Романа Балояна («Полеты во сне и наяву), кинооператора Сергея Астахова («Брат») и продюсера Сергея Члиянца («Настройщик») так приблизительно знает современный российский кинематограф. В противном случае члены жюри легко вспомнили бы фильмы, сценарии к которым писал Геннадий Островский. Например, «Механическая сюита» (реж. Дмитрий Месхиев), «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн» (реж. Валерий Тодоровский).
Все перечисленные картины отличает одна особенность – неожиданная, веселая или парадоксальная отправная точка сюжета – приключение трупа, параллельное существование мужа и любовника, перенос спецопераций ограниченного контингента в отдельно взятую семью… Но дальше, после яркой заявки, действие по сценарию Островского в каждом фильме начинает ходить по кругу. В «Бедных родственниках» это видно по бесконечным повторам истерик Яши (Сергей Гармаш), перезахоронениям, эпизодами бурного проявления страсти. Кажется, что Лунгин и Островский осваивают новые «шахматы Фишера», и потому герои то появляются, то исчезают в произвольном порядке, а наибольшая нагрузка досталась Константину Хабенскому. Актер не только связал россыпь характеров и ситуаций, но и ярко воплотил самый популярный образ на нынешнем «Кинотавре» пакостника и жлоба, за что по праву и получил актерский приз.
На итоговом брифинге новый владелец «Кинотавра» Александр Роднянский особо подчеркнул: никакого административного давления на жюри не было и пообещал, что будет пересмотрен и сокращен список призов. Необходимость этого, похоже, действительно назрела.
Главный герой «Кинотавра»
"Неужели для кинематографистов образ пакостника выражает наше время?" – вопрошала на заседании Гильдии киноведов и кинокритиков Татьяна Москвина–Ященко. Действительно, для одного фестивального экрана однообразных персонажей оказалось многовато. Герой фильма «Пакостник» (реж. Таня Деткина) из немотивированной мести желает взорвать дачу преуспевающей семьи, про няню из фильма Ларисы Садиловой «Требуется няня» уже говорили. Все герои, кроме морячка в картине "Мама не горюй –2" (реж. Максим Пежемский), живут только пакостя друг другу, в «Жмурках» (реж. Алексей Балабанов) уроды с двумя извилинами ( в буквальном смысле) на лбу с энтузиазмом мутузят друг друга и «строят новую Россию» в начале 90 –х. «Новая русская» из «Удаленного доступа» ( реж. Светлана Проскурина) в борьбе за завод, организовывает взрыв противника и - лишает свою дочь возлюбленного. Опекуны неформальной детской общины в фильме «Ловитор» (реж. Фархот Абдуллаев), обманывают своих подопечных: все собранные деньги идут не в копилку на дом, а на покупку морфия.
Яркая галерея пакостников представлена и в фильме «Бой с тенью» (реж. Алексей Сидоров), «Ночной продавец» (реж. Алерий Рожнов). Но самый главный пакостник – идейный, все во имя укрепления государства! - это обаятельный и страшный Глеб Пожарский в «Статском советнике» в исполнении Никиты Михалкова. И как бы не ворчали некоторые мои коллеги по поводу излишка наград для Никиты Сергеевича на одном отдельно взятом кинофестивале (напомним, что на открытии «Кинотавра» Михалков получил приз за творческий вклад в киноискусство), однако никто не отрицал его актерское мастерство. Другое дело, что, будучи профессионалом, Никита Сергеевич мог бы слегка и пригасить свой темперамент. Фильму от этого было бы только лучше, но это уже скорее проблемы творческой воли режиссера Филиппа Янковского.
Член жюри конкурса «Короткий метр» Виктория Белопольская на тему пакостника в игровом кино ответила просто – режиссеры и сценаристы «большого» кино живут в другой стране, чем режиссеры документалисты. В «Коротком метре» и в специальной документальной программе на экране была интересная - страстная жизнь, живые люди, а не схемы. Но среди зрителей, наши «игровики» не были замечены. Вот такая правда жизни.
"Мистер и миссис Смит"
Лучший игровой фильм фестиваля «Мистер и миссис Смит», увы, был снят в Голливуде.
Соединение крутого экшена с элементами классического шекспировского сюжета про укрощение строптивых, позволило режиссеру Дагу Лиману посмеяться над многими шпионскими фильмами.
Сюжет картины прост – муж и жена живут вместе то ли пять, то ли шесть лет, но наступает определенная ситуация – и они понимают, что ничего друг о друге не знают. Советую не опаздывать на сеанс, иначе пропустите отточенную пикировку главных героев в кабинете психолога – консультанта по семейным вопросам. Двум голливудским звездам – Бреду Питту и Анжелине Джоли крупно повезло – сценарист Саймон Кинберг придумал несколько остроумных сцен, которые украсили бы и приключения Джеймса Бонда. Мистер и миссис Смит – суперагенты. Их работа – особые поручения, и все строится на том, что, будучи мужем и женой, они друг перед другом изображали рядовых граждан. Автомобильные трюки, перестрелки, подставы и драки отлично сделаны и украшены комичными нюансами в стиле Джеки Чана. Правда жизни в фильме характеров, их противостояние, вечное желание мужчины подчинить своей воле именно ту, которая отказывается подчиняться.
Вообще-то показ картины «Мистер и миссис Смит» на фестивале не планировался, но буквально перед началом «Кинотавра» режиссер Алексей Учитель снял свой фильм в пользу Московского международного кинофестиваля. Перекраивать расписание, график приезда гостей организаторы не стали и приняли предложение кинокомпании «Централ Партнершип» показать фильм с Ажелиной Джоли и Бредом Питтом. Публике «Мистер и миссис Смит» понравился, хотя на фоне всей конкурсной российской программы фильм смотрелся как инородное и большое тело. И речь вовсе не о деньгах, а актеры у нас есть получше, чем Питт и Джоли. Но есть такие параметры – как отточенность сценария, блеск диалогов, мотивация поступков героев. Глядя на наши фильмы, порой поражаешься – только слепой режиссер может не видеть, что в делах его героев отсутствует логика, а диалоги вообще не сообщают никакой информации. Но попробуй об этом сказать – спросить у автора. Самый вежливый ответ – «а я так вижу!». Вот и получается, что наш режиссер в одиночестве смотрит свое кино, а зритель будет выбирать «Мистера и миссис Смит».
СПРАВКА:
По данным дирекции "Кинотавра", на фестиваль приехали 1200 человек, из них 200 участников и 180 журналистов, число приглашенных организаторами гостей достигло 550, в том числе около сорока зарубежных экспертов и дистрибуторов.