будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура

Кира Муратова: Я отклоняюсь и ответвляюсь

Вчера в кинотеатре "Ролан" состоялся пресс-показ новой картины Киры Муратовой "Настройщик". Фильм был снят полгода назад, но в Москву, после выборгского фестиваля "Окно в Европу" и 61-го Венецианского кинофестиваля, попал только сейчас. На пресс-конференцию приехала сама Кира Муратова, ее муж Евгений Голубенко (художник и соавтор сценария нового фильма) и продюсер Сергей Члиянц. Зная бескомпромиссный характер Муратовой, которая из-за проблем с пограничниками отказалась не так давно лететь в Венецию, ее присутствие - большая удача и для журналистов, и для организаторов пресс-конференции (компании "Кино без границ"). Обычно совсем не разговорчивая, она довольно подробно отвечала на вопросы - в том числе и вопросы корреспондента "Полит.ру", Нади Плунгян.  

Представляя свою новую работу, Муратова подчеркнула, что фильм получился очень традиционным, "плавного течения", и наиболее демократичным из всех ее работ. Действительно, это первый ее фильм за последнее время, который выйдет в широкий прокат: ни "Чеховские Мотивы", ни "Второстепенные люди" так и не добрались до широкого зрителя. Важен в данном случае, разумеется, и звездный актерский состав: Алла Демидова, Рената Литвинова, Георгий Делиев и Нина Русланова, которые, как обычно, снимаются у Муратовой рядом с непрофессионалами.


Актерский состав в сокращенном виде, но с тем же соотношением был явлен журналистам: знаменитая Алла Демидова, актер Юрий Шлыков, сыгравший короткую роль в первом эпизоде ленты, и школьница Оля Попова, которая, впрочем, была известна и по предыдущей работе Муратовой - "Чеховским Мотивам".

О "легком" характере фильма "Настройщик" Муратова говорила много. "Чем это объясняется – трудно сказать, во всяком случае, у него острый сюжет, "остренький", и он имеет в себе постоянно длящийся саспенс. Но саспенс «щадящий», как я его называю – там не стреляют в упор, не льется кровь, не очень страшно. Все минимализировано, как в искривленном уменьшающем зеркале: например, это преступление, но даже Раскольниковы тут какие-то измельчавшие. И это нас сейчас, после того, как мы пресытились какими-то ужасами – утешает, успокаивает. Зритель ассоциирует себя с героинями,  очень добрыми, очень хорошими – и обманутыми. И последнее, что он должен чувствовать: "вот и я такой же добрый, хороший, меня все обманывают, а я все равно их всех прощаю – так же, как эти героини".
Среди остальных вопросов была затронута и тема судьбы Одесской киностудии, на которой Муратова сняла большинство своих фильмов.

Кира Муратова: Сейчас на Украине сменилось руководство. Одесская  киностудия добивается статуса национальной. Есть такая версия, что кино зародилось в Одессе - действительно, был некий ученый, который одним из первых придумал всю эту машинерию, потом это как-то забылось. И вот у студии есть такое жалостное ощущение, что если они докажут это, им сразу будет вечное финансирование. Конечно, было бы хорошо, но как это сделать – не знаю. Знает ли это кто-нибудь?

Полит.ру: Кира Георгиевна, вы часто для сценария берете чужой сюжет, достаточно простой, но со временем он обрастает многочисленными деталями, иллюстрациями. Когда  большая часть работы сделана, сюжет все еще важен для вас – или это только этап на пути к совершенно другому?

Кира Муратова: На самом деле, там нет никакой середины фильма, начала, конца. Фильм все это время как будто "висит". Хотя, конечно, когда ты делаешь фильм, ты отплываешь от берега, и может показаться, что ты видишь только воду вокруг себя, это иллюзия – как бы страх, а не потерял ли я направление, правильно ли я плыву. Страхи нас преследуют постоянно, вы же знаете. Но нет такого, что вначале сюжет есть, а потом он исчезает: острый сюжет никогда никому помешать не  может. Он может только помочь. Я все равно отклоняюсь и ответвляюсь: важно потом в конце суметь отсечь лишнее, и если взять наш монтаж и режиссерский сценарий, они будут совпадать.

Хотя вначале мне, конечно, хотелось снимать бессюжетные фильмы, и в этом была моя ложная, как потом выяснилось, гордость. Вот ни о чем фильм, а зрителю будет интересно, такой message был. И должна сказать, вот я открою вам свою внутреннюю задушевную тайну: в этом свойстве я потерпела фиаско. (Мрачно) И вот я стала использовать сюжет.


Полит.ру: Первый раз в вашем фильме появляются новые технологии – компьютеры, мобильные телефоны – и это понятно, что они вплетены в сюжет, становятся средствами для осуществления афера. Они в вашей жизни присутствуют?


Кира Муратова: Да, я отношусь к ним очень хорошо, но не владею. А хотела бы, только времени не хватает. Дело в том, что когда каждый раз появляется желание что-то делать, по привычке хочется схватить ручку и бумагу.

Евгений Голубенко: Это единственный момент в сценарии, который, действительно, трудно было адаптировать к Аркадию Кошко (автору детективных рассказов начала века, по двум из которых был написан сценарий фильма – Н.П.). Модель аферы из его рассказов поразила нас своей элементарностью и современностью. А адаптация к современности – это как, знаете, такой узкий перешеек.

Полит.ру: В Ваших фильмах всегда много "случайных" лиц, непрофессионалов. У вас так бывает, что актеры сами вас находят? От кого идет импульс, как происходит отбор таких типажей?

Кира Муратова: Бывает и так, и эдак. На студию ходят всякие люди, которые хотят сниматься, они могут быть откуда угодно, хоть из уголовного мира. Правило мое такое –  давать волю случаю, не избегать случая. Бывает, актер уже утвержден на какую-то роль, а в это время открывается дверь, и кто-то входит и говорит: вдруг ты видишь, что это даже еще интересней. Бывает так, что даже драма возникает: начинает так нравиться и тот и другой, что переписывается сценарий, и из одного персонажа делается два – вот в "Астеническом Синдроме", скажем, девочка раздвоилась – стало две подружки. В том же "Астеническом Синдроме" была Балабанова такая, жутко плохая актриса, которая в Одессе «посъемывалась». Она, знаете, говорила так, как говорили в немом кино, когда только начинали со звуком снимать. Выспренно так – "Я-а лю-юб-лю-Вас, гра-аф" или "от-ста-аньте от меня-я, я ухо-жу в ка-а-зи-но". Она такая и была, причем внешность грубая, простая. Говорили ей: нет у нас для вас роли! Сначала вежливо, потом грубо, а потом придумали: пусть она такая и будет! И получилось, что очень плохое стало очень хорошим: но она не играет! А скажем, в фильме "Увлеченья" она играла эпизодик в цирке. Балабановой, уже в соответствии с ее возвышенной дурацкостью, было предложено, чтобы она ругалась матом. И она, конечно, совершенно не могла,  ей говорили: "Мы вас снимаем с роли; думаете, мы никого не найдем другого?!" Но она преодолела себя, такой акт жизненного героизма, и в ее исполнении это было, конечно, очень смешно. Я, конечно, строю себе такую иллюзию, но до сих пор хочу в актере увидть еще и человека. Присутствующая здесь Алла Сергеевна очень возмущалась, что я с ней не работаю, как с актрисой. "Я - Алла Сергеевна, я Медея, я не играю бытовые роли!", - говорила она мне. Я спрашиваю: "Ну сыр вы можете резать?" "Ну, сыр могу".

Алла Демидова: Вот так складываются легенды.


 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).