16 декабря в московском Доме Журналиста пройдет концерт, посвященный очередному, девятому дню рождения главного российского интернет-портала, посвященного джазу, и называющегося, как можно догадаться, просто Jazz.ru. На этот раз, помимо выступлений прекрасных разноплановых музыкантов – от строгого традиционалиста Игоря Бутмана до неистового новосибирского импровизатора Романа Столяра – публику ждет нечто особенное. Можно даже сказать – из ряда вон выходящее. А именно: ей будет предъявлен первый номер печатного журнала Jazz.Ru – первого за многие годы русского печатного издания, посвященного бывшей «музыке толстых». Он, конечно, будет опираться на накопленный порталом архив и сложившийся круг авторов, но при этом является вполне самостоятельным и самодостаточным изданием. О том, на что рассчитывают издатели нового журнала и о том, что из себя вообще представляет себя российская джазовая сцена, Михаилу Визелю рассказывает бессменный главред портала (и главред журнала) Кирилл Мошков.
Портал Jazz.Ru существует 9 лет и занял свое место в системе музыкальных ресурсов Рунета. Зачем понадобился выход на бумагу?
Мы давно, сильно и безнадежно мечтали о том, что кто-то в России сделает нормальный джазовый журнал. И наконец поняли, что, кроме нас, его никто не сделает. Есть множество людей, которые пользуются интернетом, но при этом любят держать в руках ПРЕДМЕТЫ, коллекционировать их, рассматривать... Мы и сами такие. В общем-то, мы делаем журнал для себя. Но твёрдо знаем, что мы такие не одни, и что журнал сможет попытаться удовлетворить потребность значительного числа людей в красивом, плотном, насыщенном информацией ПРЕДМЕТЕ, который можно держать в руках.
А «мы», - это, собственно, кто?
Это редакция журнала, четыре человека - Анна Филипьева, Татьяна Балакирская, Юрий Льноградский и я. Они же - редакция портала.
Какова предполагаемая периодичность и объем?
Первые номера будут выходить раз в два месяца: декабрь 2006, февраль, апрель и июнь 2007. С августа 2007, отработав технологическую схему выпуска журнала, мы планируем перейти на ежемесячный график.
Первый номер выходит объемом 60 стр + 4 стр. обложки. Полный цвет, глянец. Видимо, таков же будет и объем следующих нескольких номеров. Мы не зарекаемся от увеличения объема журнала в будущем.
На что вы рассчитываете — в финансовом и концептуальном смысле?
В финансовом смысле мы рассчитываем только на себя. Мы полтора года ходили как по потенциальным инвесторам, спонсорам, меценатам и прочим денежным мешкам, так и по существующим издательским домам. И поняли две очень важные вещи, справедливость которых подтверждена всем девятилетним опытом портала. Первое: мы никому не нужны. То есть все оценивают красоту идеи, радуются ее широким перспективам, готовы участвовать. Но - без нас, или с нами на очень заднем плане. А мы уверены, что мы всё равно знаем, как лучше, и поэтому делать журнал должны именно мы сами. Просто мы-то уже девять лет работаем с этой целевой аудиторией. А те, кто хотел бы воспользоваться доступом к ней через нас - нет.
Второе: везде господствует проектное мышление. То есть "вложиться - открыться - отбиться - наварить - закрыться". Цикл жизни журнального проекта - года три. А зачем нам открывать журнал на три года, тем более, если мы из него еще до завершения цикла наверняка будем выдавлены? Наша цель - сделать русский Down Beat. Down Beat появился в 1934 г. и выходит до сих пор.
Поэтому мы поняли, что должны всё сделать сами. Только в этом случае, если журнал даже и не удержится на плаву, мы будем точно знать, что именно не получилось, и что нужно исправить при следующей попытке. Но мы уверены, что вторая попытка не понадобится. Мы для этого достаточно упрямы и самонадеянны.
Это интересно - то, что Вы говорите; потому что у человека "со стороны" может сложиться впечатление, что джаз в России прочно подсел на спонсорскую иглу: что ни фестиваль или гастроли звезды, то в рамках чьей-нибудь пиар-программы (автомобиля, дорогого алкоголя, сигарет). В какой степени это справедливо?
Это не только в России так. Так и в Германии, и в Эстонии, и в США... Иглы разные, а процесс один. И в этом процессе всем его участникам остро нужен инструмент информационного насыщения своего сектора рынка. Этим мы и живём.
Но, Кирилл, в таком случае – ответьте, если можете: как же Вы начали выпускать глянцевый журнал, неужели на свои личные сбережения? В таком случае - примите мои восхищения!
Я открою маленький секрет: журнал самоокупаем с первого номера. Даже в первый номер не вложено ничего из того, что мы сами (как портал ли, как журнал ли) не заработали.
То есть журнал с первого номера на самоокупаемости?! Вам можно позавидовать! Это за счет рекламы или других "внебюджетных средств"?
За счет всего, чем может честно заработать печатное издание.
Хорошо, не будем углубляться в эту тему... Вы упомянули про непрерывно выходящий с 1934 года Down Beat. А были ли у нас в России (СССР) специализированные джазовые журналы? Какова их судьба?
В 1989 г. недолго прожившая Советская джазовая федерация начала издавать журнал "Джаз". За 1989-90 гг. было выпущено три номера. Потом закончился и журнал, и федерация.
В 1997 г. в Минске на русском языке начал выходить журнал "Джаз-квадрат". Он существует до сих пор, но в силу понятных причин не может занимать важного места на российском журнальном рынке. В прошлом году в Петербурге начался выпуск альманаха "Джаз-арт", но это именно альманах, он выходит раз в полгода небольшим тиражом. И это всё.
Были, впрочем, очень влиятельные самиздатовские журналы. Прежде всего ленинградский "Квадрат", который издавал Ефим Барбан, (ныне известный как ведущий BBC Джеральд Вуд). Но он выходил тиражом в несколько десятков машинописных копий.
Вас не пугает их судьба? Каков сейчас может быть спрос на джазовый журнал?
Не пугает. Они делали совсем другое. Того, что начинаем делать мы, никто из них не делал.
И в чем же принципиальная разница?
Мы делаем современный журнал для чтения. Журнал, в аудиторию которого на равных могут входить - и входят - молодые музыканты (а их, специализирующихся на джазе, - сотни), молодые слушатели (у которых джаз - вовсе не обязательно единственный, но наверняка важный элемент их духовного мира) и "старые джаз-фэны" (этот сегмент невелик, но обладает высоким уровнем "читательской верности"). При этом успешность и жизненная активность молодых слушателей, основы нашей аудитории, позволяет нам рассматривать журнал как издание для экономически состоятельной и активной публики.
Это именно журнал для чтения. Мы знаем, что аудитория, сложившаяся вокруг портала "Джаз.Ру", любит читать, ценит глубокий анализ и сама готова принять участие к обсуждении того или иного предмета. Так к нам пришли многие авторы, в том числе трое из четверых членов редакции. Высокий уровень текстов, компетентность авторов, установка на разговор с аудиторией на равных - вот три составляющих нашего стиля.
В таком случае более общий вопрос. Джаз появился как заводная музыка, от которой равно шалели и рабочие, и интеллектуалы (вроде Кортасара). Потом роль авангарда у него в целом отобрал рок, а джаз оказался (против своей воли) ему противопоставлен как приличный и благопристойный. Какова "ниша" джаза теперь?
Джаз сейчас (я не рассматриваю "ностальгические" его ответвления) - сложная современная музыка, требующая высокой общеэстетической подготовки активного, интеллектуального слушателя. Музыка образованного городского населения. В США делается еще важная поправка - "белого городского населения". Для России этот момент, по понятным причинам, несущественен. Возрастной охват аудитории уникален - от 18 до 80.
Вот как! Значит, джаз больше не "музыка чёрных"?
Нет. Афроамериканское население полностью переключилось на urban - rap, hip hop, r'n'b. Среди молодых джазменов доля афроамериканцев не сильно выше, чем она есть в среднем по США - 10-15%.
А в России? Кто играет джаз в России? И для кого?
Есть два поколения - старше 50 и младше 35. Между ними - разрыв (эти либо эмигрировали, либо в конце 80-х не шли в джаз). Младше 35 - отлично подготовленные молодые музыканты, лучшие из которых очень стремятся к расширению кругозора, прежде всего за счет работы с американцами и европейцами, а лучше всего - к получению образования в США или Европе.
А могут ли сейчас эти музыканты «до 35» жить только за счет джаза (хотя бы в расширительном его понимании)?
Они за счет джаза и живут.
Из ваших слов следует, что вы намерены больше уделять внимания не мейнстриму, а разным современным ответвлениям?
А нет никакого мэйнстрима в современном джазе.
Боюсь, многие слушатели со стажем с Вами не согласятся...
Есть то, что было мэйнстримом в 50-60-е гг. Знать этот мэйнстрим 60-х - обязательно, уметь играть - критически важно, это основа всего языка современного джаза. Но сейчас в джазе нет никакого "основного течения", подобного тому, как хард-боп и пост-боп, которые доминировали сорок лет назад.
В конечном счете, жанровые предпочтения несущественны. Мы стилистически очень открыты и не хотим выделять (или замалчивать) какие-либо направления джаза. Нам важно, чтобы наш журнал был интересен читателям с максимально широкими предпочтениями в джазе. И с самым разным стажем - от солидных фэнов до тех, кто еще только приходит к этой музыке.