"Криптоанархия: кибергосударства и пиратские утопии" - сборник статей, посвященный спорам вокруг юридических аспектов существования Интернета, - был выпущен издательством Массачусетского технологического университета в 2001 году. Прошло всего-то пять лет, книга вышла на русском языке в издательстве "Ультра.Культура" и превратилась в наглядное свидетельство того, как быстро устаревают споры относительно будущего Сети.
Тексты, объединенные в несколько разделов, охватывают действительно широкий спектр вопросов - от криптографии (шифрования любого рода информации, передаваемой от одного пользователя к другому), которая рассматривается авторами как способ создания теневого виртуального рынка, через споры о законотворчестве в киберпространстве, к первым свидетельствам формирования законов и правил для пользователей Интернета и участников разных сетевых сообществ. Последний и самый, пожалуй, любопытный раздел книги - "Утопия, дистопия и пиратские утопии" - подводит логическую черту под бесконечной чредой прогнозов относительно цифрового будущего и посвящен критике концепций авторов американского журнала Wired, ставшего в середине 90-х в главным рупором нового "виртуального класса".
Cобранные в книге статьи написаны, в основном, в период с 1995 по 1998 гг., то есть чуть меньше десяти лет назад. Именно это позволяет оценить, вместе с фантастическими изменениями, которые произошли за это время с Интернетом, степень заблуждения теоретиков сети середины 90-х годов. Прошедшее десятилетие камня на камне не оставило от большинства ожиданий и надежд, выраженных авторами "Криптоанархии". Вот лишь несколько примеров.
В "Манифесте криптоанархиста" классик-киберпанк Тимоти Мэй делает предсказание: "Два человека смогут обмениваться сообщениями, заниматься бизнесом, заключать электронные контракты, не имея возможности установить Подлинные Имена, личности друг друга". В 1992 году, когда Мэй написал этот манифест, многие заблуждались, полагая, что возможности шифрования передаваемой через Интернет информации рано или поздно приведут к созданию феноменального неподконтрольного рынка, важнейшим условием функционирования которого станет репутация участников сделки. Однако же, не привели. Зато за развенчание утопических взглядов Мэя берется писатель-фантаст Дэвид Брин и, вполне справившись с задачей, неожиданно сам начинает фантазировать о будущем Сети. В результате, одним из выводов статьи становится утверждение, что в эпоху Интернета внезапный вооруженный конфликт и войны, по его мнению, окажутся невозможны: "Если все страны "запутаются" в Сети, то это позволит значительно понизить уровень опасности. [...] Совершенно ясно, что полностью и свободно подключенное к Сети общество достигнет такой степени прозрачности, что внезапная, импульсивная агрессия станет значительно менее привлекательной и столь же значительно возрастет ответственность за нее". Едва ли Брин решился бы дословно повторить свою мысль спустя всего лишь четыре года после написания своей статьи, в 2001 году. Но характерна здесь сама ситуация: взявшись за развенчание одной утопии, авторы на каждом шагу предлагают собственные невероятные сценарии развития Сети, образуя замкнутый круг. Более того, одна невероятная теория подстегивает другую.
Этот замкнутый круг вбирает в себя не только попытки смоделировать новые модели рынка, но и целые социально-политические и правовые системы. В "Криптоанархии" подробно изложена история сетевого сообщества LambdaMOO, участники которого, общаясь в реальном времени, рискнули пойти на социальный эксперимент - попробовать создать собственный арбитражный орган, расследующий претензии одних виртуальных участников к другим. И создали-таки, на основании чего автор прогнозирует: "Очень вероятно, что в дальнейшем виртуальные пространства, подобные LambdaMOO, смогут стать лабораториями для проведения экспериментов с различными институциональными разработками и правовыми стандартами". И тут же оговаривается, что эксперименты с правом пока что не увенчались успехом: "Организации [существующие в LambdaMOO - В.З.] кажутся нам весьма знакомыми", а судя по описаниям, один в один дублируют существующие в реальном мире. Курьезности всему этому добавляет то обстоятельство, что в настоящий момент редактор "Криптоанархии" Питер Ладлоу готовит к публикации книгу, целиком посвященную несправедливостям модераторов-"диктаторов" Богом забытых виртуальных сообществ. Думается, что издать такое сочинение будет не по зубам даже маргинальной "Ультра.Культуре".
Статья "Распад битов" критика и культуролога Марка Дери, в которой жесткой критике подвергнуты идеи легендарного колумниста Wired и основателя MIT Media Lab Николаса Негропонте, - пожалуй, самый изящный щелчок по носу утопистам, связавшим слишком большие надежды с цифровой революцией 90-х. Чтобы понять масштабы, в которых мыслит (реже - действует) Негропонте - достаточно привести один пример: совсем недавно он объявил о начале совместной с ООН реализации программы "Laptop per child" ("Ноутбук для каждого ребенка"), глобальной акции по оснащению всех детей планеты дешевыми ноутбуками за $100. Так вот, в статье Дери речь идет о футуристических пейзажах, появлявшихся в течение нескольких лет на последней странице Wired и созданных главным "кибернетическим рекламщиком" своей эпохи: "Странно, но описанные Негропонте технические фишки вроде самостирающихся рубашек, передающих галстуков и автомобилей с полностью автоматизированным управлением всегда заметно отдавали старомодностью. [...] Так, к примеру, его "умное окружение", с говорящими тостерами и цифровой прислугой, похоже на Димаксион-хаус Бакминстера Фуллера образца 1927 года, укомплектованный автоматической машинкой для стрижки волос, вакуумной зубной щеткой и самовыключающейся стиральной машинкой, выдающей чистую и сухую одежду через три минуты после загрузки. [...] Они и мир, в котором они существуют, - это воспоминание о минувшем будущем. Это вымирающая технократия времен Всемирной выставки 1939 года или диснеевская страна Завтрашнего Дня -- социально режиссированные утопии, вероятно, подсмотренные мечтательной элитой".
"Воспоминание о минувшем будущем" - очень точное определение не только для предпосылок тех утопий, что нашли отражение в сборнике, но и в целом читательского впечатления от книги. Именно такой подзаголовок следовало бы дать русскому изданию "Криптоанархии" - книге с "мертвыми" ссылками в примечаниях.