Кинокритик Андрей Плахов придумывал название для «своего» фестиваля в кинотеатре «Ролан» независимо от фильма Ивана Вырыпаева, о котором тогда не имел еще, вероятнее всего, ни малейшего понятия. Однако две “Эйфории” – фильм и фестиваль – оказались похожи, и прежде всего тем, что в трактовке и критика, и режиссера эйфория имеет отношение не совсем к состоянию счастья. К чему-то другому - до чего довести может только кинематограф или когда на дикой скорости катишься с горки на велосипеде. Для тех, кто мечтает на себе проверить, что это такое, в этот четверг в кинотеатре “Ролан” открылся фестиваль “Зимняя эйфория”.
В “Эйфории” нет ничего исключительного, фильмы, в ней представленные, рано или поздно выйдут на российские экраны, и все же это совершенно уникальный фестиваль. Не только из-за имени Андрея Плахова в подзаголовке, хотя, конечно, и из-за него. Потому что его волей за несколько месяцев до официального релиза собираются фильмы, которые собираются стать главным событием будущей зимы. В данном случае еще и трогательно заглядывающие в будущее: в скобках стоит дата релиза – ненаступивший еще 2007 год. Помимо даты, у будущей зимы есть еще и тема – в этом году Плахов обозначил ее как борьбу с политкорректностью. Многие ученые и критики, кстати, называли в этом году политкорректность бичом эпохи: сковывающая, как правила этикета, она оказывается страшна для политики и губительна для режиссера, которому время предписывает видеть все только под одним углом.
Фильмы будущей зимы, как это уже видно, не обещают быть политкорректны. Впрочем, корректность – во всех ее проявлениях – не дело хорошего кинематографа. Пока газетные передовицы обличают, он говорит и показывает, и убедительность зависит вовсе не от силы вложенных идей. О том же и фильм, открывавший фестиваль в этом году – “Черная книга” Поля Верховена.
Голландская еврейка, всю семью которой убили нацисты, возвращается и начинает работать на голландское “Сопротивление”. Весь мир привычно делится на плохих и хороших: в рейхстаге заседают плохие свиньи фашисты, но евреев защищает доброе “Сопротивление”, у хорошего доктора всегда можно попросить помощи и где-то на подходе хорошие англичане, которые всех спасут. Но когда необходимость спасти друзей вынуждает ее переодеться нацисткой певичкой и ради “Сопротивления” спать с главным фашистом и петь на дне рождения Гитлера, все оказывается не так просто, как казалось. История оказывается настолько завораживающей и страшной, что в конце с трудом пробираешься обратно к открывающему титру: “основано на реальных событиях”.
“Черная книга” – фильм, про который невозможно говорить. Это настолько совершенное, выверенное каждым кадром кино, что его можно только констатировать, замирая на каждом повороте камеры. И как многие совершенные фильмы, он рос очень долго: на один сценарий ушло больше двадцати лет. Снимая неспокойное ноги Шарон Стоун, Верховен уже, вероятно, знал, что будет снимать этот фильм. И за каждым, даже самым страшным кадром физически чувствуется режиссерская радость: наконец-то это происходит. Наконец-то я это говорю. Не о голландцах, немцах, евреев. А о том, что совесть при рождении не делится поровну. И люди вовсе без совести имеются по все стороны баррикад. Остальное – страшное и точное, без торжества физиологии, а только с констатацией ученого: как когда ликующая толпа носит на руках главного негодяя, не зная, что спасает этим его жертву и каждые новые освободители оказываются не хуже прочих – даже в кибуцах, на наконец обретенной земле обетованной, никогда не умолкает пальба.
На этом пока все, потому что фильм выходит на экраны уже 18 января, где увидеть его сможет уже каждый – как вдохновленные аннотацией читатели, так и скептики, убежденные списком наград, среди которых приз молодежного жюри Венецианского фестиваля за лучший иностранный фильм и все возможные голландские призы во всех возможных номинациях. Ну а для тех, кто хочет удивления здесь и сейчас, продолжается “Эйфория”. Сегодня там показывают большей частью мультипликационную драму “Принцесса” об борьбе дяди и племянницы с порноиндустрией. Завтра будет мировая премьера нового фильма Дмитрия Месхиева “7 кабинок” про разнообразие женских туалетов. На католическое рождество “Престиж” Кристофера Нолана, где, помимо всего прочего, наконец-то снова появится на экране Девид Боуи. А закроется фестиваль 26 декабря одним из самых ожидаемых фильмов года – “Вавилоном” Алехандро Гонсалеса Иньяриту, релиз которого в России кинокомпания “Вест” придержала уж до 1 февраля, но есть, уверена, и такие, что терпеть не будут.