будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Биргер Лиза

Ко мне передом

Ко мне передом
eiforia

Кинокритик Андрей Плахов придумывал название для «своего» фестиваля в кинотеатре «Ролан» независимо от  фильма Ивана Вырыпаева, о котором тогда не имел еще, вероятнее всего, ни малейшего понятия. Однако две “Эйфории” – фильм и фестиваль – оказались похожи, и прежде всего тем, что в трактовке и критика, и режиссера эйфория имеет отношение не совсем к состоянию счастья. К чему-то другому - до чего довести может только кинематограф или когда на дикой скорости катишься с горки на велосипеде. Для тех, кто мечтает на себе проверить, что это такое, в этот четверг в кинотеатре “Ролан” открылся фестиваль “Зимняя эйфория”.

В “Эйфории” нет ничего исключительного, фильмы, в ней представленные, рано или поздно выйдут на российские экраны, и все же это совершенно уникальный фестиваль. Не только из-за имени Андрея Плахова в подзаголовке, хотя, конечно, и из-за него. Потому что его волей за несколько месяцев до официального релиза собираются фильмы, которые собираются стать главным событием будущей зимы. В данном случае еще и трогательно заглядывающие в будущее: в скобках стоит дата релиза – ненаступивший еще 2007 год. Помимо даты, у будущей зимы есть еще и тема – в этом году Плахов обозначил ее как борьбу с политкорректностью. Многие ученые и критики, кстати, называли в этом году политкорректность бичом эпохи: сковывающая, как правила этикета, она оказывается страшна для политики и губительна для режиссера, которому время предписывает видеть все только под одним углом.

Фильмы будущей зимы, как это уже видно, не обещают быть политкорректны. Впрочем, корректность – во всех ее проявлениях – не дело хорошего кинематографа. Пока газетные передовицы обличают, он говорит и показывает, и убедительность зависит вовсе не от силы вложенных идей. О том же и фильм, открывавший фестиваль в этом году – “Черная книга” Поля Верховена.

Голландская еврейка, всю семью которой убили нацисты, возвращается и начинает работать на голландское “Сопротивление”. Весь мир привычно делится на плохих и хороших: в рейхстаге заседают плохие свиньи фашисты, но евреев защищает доброе “Сопротивление”, у хорошего доктора всегда можно попросить помощи и где-то на подходе хорошие англичане, которые всех спасут. Но когда необходимость спасти друзей вынуждает ее переодеться нацисткой певичкой и ради “Сопротивления” спать с главным фашистом и петь на дне рождения Гитлера, все оказывается не так просто, как казалось. История оказывается настолько завораживающей и страшной, что в конце с трудом пробираешься обратно к открывающему титру: “основано на реальных событиях”.

“Черная книга” – фильм, про который невозможно говорить. Это настолько совершенное, выверенное каждым кадром кино, что его можно только констатировать, замирая на каждом повороте камеры. И как многие совершенные фильмы, он рос очень долго: на один сценарий ушло больше двадцати лет. Снимая неспокойное ноги Шарон Стоун, Верховен уже, вероятно, знал, что будет снимать этот фильм. И за каждым, даже самым страшным кадром физически чувствуется режиссерская радость: наконец-то это происходит. Наконец-то я это говорю.  Не о голландцах, немцах, евреев. А о том, что совесть при рождении не делится поровну. И люди вовсе без совести имеются по все стороны баррикад. Остальное – страшное и точное, без торжества физиологии, а только с констатацией ученого: как когда ликующая толпа носит на руках главного негодяя, не зная, что спасает этим его жертву и каждые новые освободители оказываются не хуже прочих – даже в кибуцах, на наконец обретенной земле обетованной, никогда не умолкает пальба.

На этом пока все, потому что фильм выходит на экраны уже 18 января, где увидеть его сможет уже каждый – как вдохновленные аннотацией читатели, так и скептики, убежденные списком наград, среди которых приз молодежного жюри Венецианского фестиваля за лучший иностранный фильм и все возможные голландские призы во всех возможных номинациях. Ну а для тех, кто хочет удивления здесь и сейчас, продолжается “Эйфория”. Сегодня там показывают большей частью мультипликационную драму “Принцесса” об борьбе дяди и племянницы с порноиндустрией. Завтра будет мировая премьера нового фильма Дмитрия Месхиева “7 кабинок” про разнообразие женских туалетов. На католическое рождество “Престиж” Кристофера Нолана, где, помимо всего прочего, наконец-то снова появится на экране Девид Боуи. А закроется фестиваль 26 декабря одним из самых ожидаемых фильмов года – “Вавилоном” Алехандро Гонсалеса Иньяриту, релиз которого в России кинокомпания “Вест” придержала уж до 1 февраля, но есть, уверена, и такие, что терпеть не будут.

Биргер Лиза
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).