будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Клейн Леонид

КодовОй товар

КодовОй товар
davinci

Все-таки у нас очень благочестивая и богобоязненная публика. Выдержать такой бесконечный и такой бесконечно скучный фильм, да еще и аплодировать в конце - это надо понимание иметь. Вот была бы эта картина про любовь или про террористов с инопланетянами - зрители бы начали громко жевать поп-корн, переговариваться и просто валить из зала. А тут - тишина и напряженное внимание. Люди видят, что им рассказывают про культуру и религию. По Лувру водят, полотна всемирно известных мастеров показывают. И ее просвещают. Сходил на «Код Да Винчи» - как на лекции побывал. Христос-то, значит, не того. Церковники нам одно говорят, а тут вот как выходит. Мария Магдалина была ему жена, ее похоронили, но Ватикан это скрывает. И еще нам лектор рассказал про крестовые походы, про Константина - император такой был. Но самое главное: что в каждом храме есть какая - то тайна, и эта тайна - под каменными плитами. Нам все время на алтарь и на иконы показывали, а суть-то под землей скрыта. Интересно и загадочно. Поэтому после фильма - аплодисменты.

Я тоже хлопал. Потому что режиссер Рон Ховард наконец-то пожалел зрителя и завершил картину, хотя,  в какой-то момент казалось,  что этой истории конца не будет. Вот уже перебили или арестовали всех злодеев, и нет бы - отпустить влюбленную парочку - Тома Хэнкса и Одри Тоту - домой, но рано: им надо посетить еще одну церковь, в которой главные герои встречают последних медоваров, то есть простите, последних хранителей истины. Ну уж тут-то, думаешь - все, финал. Опять нет. Персонажи должны на фоне развалин еще раз обстоятельно объяснить нам, что Христос был человеком и что верить надо в людей. Но и это еще не все. Хочется же все-таки обнаружить могилу то ли со священным Граалем, то ли с Марией Магдалиной (или это одно и то же?), и любопытный американский профессор опять направляется на поиски… Кстати, заканчивается «Код Да Винчи» почти как «Двенадцать стульев».  Том Хэнкс, что твой Киса Воробьянинов,  находит в результате то, что искал, но воспользоваться этим не может. Над искомой могилой высится современный корпус музейного комплекса «Лувр». Тайна раскрыта и нераскрыта. Все. Можно идти домой.

Но дело не только в затянутом финале. Само действие в «Коде Да Винчи» чрезвычайно вялое, а это непростительно для триллера или детектива. Ведь девиз этих жанров: «Быстрее, выше, сильнее!» Быстрее разворачивай сюжет, выше накал страстей, сильнее экшн! Но куда там… Только зритель настроился смотреть  погоню с перестрелкой или просто приготовился по-настоящему испугаться, как режиссер говорит: «Стоп кадр!», потому что надо впихнуть в аудиторию очередную порцию исторической информации. И пошло - поехало: тамплиеры, Никейский собор, Ватикан… Далее везде. Рон Ховард никуда не торопится: он снимает фильм не по мотивам, а экранизирует книгу Дэна Брауна, и поэтому ему, необходимо вплести  в свое повествование еще рассказ о прошлом главных героев. Так что,  кроме исторических вставок, зритель вынужден смотреть и биографические. В результате вместо пересечения прошлого и настоящего, вместо тайны и мистики, вместо греха и воздаяния мы получаем однообразие и  скуку.

Скучно еще и потому, что актерам, снимавшимся в фильме,  совсем не интересна вся эта мистическая чушь. По сюжету главная героиня оказывается не обыкновенной женщиной, а последней родственницей Христа и одновременно богиней.  Вроде бы важное открытие в жизни любого человека, но на Одри Тоту оно не производит никакого впечатления: она не может это сыграть и механически произносит выученный текст. В результате живая и обаятельная актриса выглядит в фильме как восковая кукла. Задумчивый Том Хэнкс, играющий американского профессора, тоже ни во что не верит. Ему на съемочной площадке объяснили, что концепция изменилась, и Христос теперь человек, а Мария Магдалина - его жена, - он понял и послушно озвучил то, что ему сказали. Даже Жан Рено выглядит неубедительно. Одно дело играть преступников или полицейских, но исполнить роль служителя закона, который при этом состоит в какой-то секте, -  увольте.

Собственно, и автору сценария совершенно неинтересно, кем был на самом деле Христос, потому что за бесконечным упоминанием  язычников, католиков, ведьм, епископов, крестоносцев и  масонов ничего не стоит. Перед нами не религиозно-исторические понятия, а бренды, на которые должен клюнуть зритель. Для современного масскульта все, что касается истории и веры - благодатный коммерческий материал. Рекламное безумие, которое сопровождало  фильм еще  до его выхода (и о котором уже писала «Прагматика культуры») - прекрасное тому подтверждение. Правда, думается, что основная скандальная миссия была выполнена до прокатной жизни «Кода Да Винчи». Все-таки не каждый зритель готов вытерпеть почти три часа скучного фильма даже ради того, чтобы ему рассказали настоящую «правду» о христианстве.

Кстати, о религиозных ценностях, которые якобы ниспровергаются в фильме. Братья и сестры! Не верьте этому. «Код Да Винчи» не опровергает, а подтверждает христианские истины. Например, такую: «Кого Бог хочет наказать, того лишает разума».

См. также

Ксения Щербино. Закодированная индустрия.

В Лувре предложат осмотр с "Кодом да Винчи" в ушах

Отец Александр Троицкий: "Это продукция уровня Чебурашки"

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).