будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Чернышева Вероника

Коллективный портрет без посторонних

Коллективный портрет без посторонних
n0030_163

Чтобы не возникало подмены понятий, примеры должны быть простыми. Простой пример про настоящее время – почему Винни-Пух положительный герой? Потому что самый правильный – живет настоящим, точнее, ощущает его совершенно верно, по-настоящему, решает только насущные проблемы, только подручными средствами, и потому дышит полной грудью. Пятачок скачет впереди паровоза, все время задает лишние вопросы про будущее, вроде – куда мы идем, да зачем, и прочее. Ослик Иа вечно стенает по прошлому – его опустим. Опустим и Хайдеггера, предлагавшего на настоящем времени особо не зацикливаться, чтобы повседневность не заслоняла «мир вещей». И Канта, вместе с теорией «субъективного времени», где про время как форму чувственности, – опустим.
Вообще опустим философию, возьмем реальную жизнь, современность и, например, Федора Бондарчука. В Новинском пассаже выставили как-то его новый арт-проект. Собственно, это фотовыставка – Федор Бондарчук ее режиссировал, а фотографировал Владимир Глынин. Ну или они вместе. Не так важно для контекста. Презентовали проект в разгаре лета в рамках Московского международного кинофестиваля, когда  его авторы и герои загоревшие и еще не успевшие отдохнуть друг от друга только вернулись с «Кинотавра» . Время настоящее было явлено в лицах его героев. Герои настоящего времени даны в черно-белых портретах.
«Гламурновато, вам не кажется?» – прокомментировала увиденное Ирина Хакамада. Она, кстати, тоже причислена Федором Бондарчуком к героям настоящего времени. Портрет Ирины Хакамады есть. Рядом Марат Гельман, неподалеку Сергей Шойгу. Определения героям даны лаконично. Характеристики под портретами – самые общие. Так, Владислав Сурков назван практикующим философом. Выражение лица и поза на портрете соответствующие – задумчивый взгляд, указательный палец у щеки, уходит в черную тень портретного фона волевой подбородок. Михаил Швыдкой – искусствовед (улыбается знакомой миллионам простой хорошей улыбкой), Сергей Шойгу – герой России (улыбка тоже хороша, так раньше изображали космонавтов – в глазах смирение перед неизвестностью). Константин Эрнст – организатор медиапространства. Как всегда, подчеркнуто серьезен, выражение лица демиургическое. Даже для инопланетянина, никогда не включавшего российский телевизор, станет ясно – этот человек здесь главный, и в пространстве этом, и во времени. Александр Роднянский обозначен скромнее – продюсер.
Ирина Хакамада призналась: когда ее пригласили поучаствовать в фотосессии, она не представляла, как будет выглядеть экспозиция в целом. «Мне сказали, что это будет проект о России, где покажут Россию в лицах – и простого слесаря, и учителя». В общем, почти так. Только слесарей все-таки не было. Простой учитель был, простой священник – был. Но больше – простых артистов, простых предпринимателей, простых продюсеров (вот их, кстати, большинство). Простых главных редакторов тоже несколько. Все глянцевые. Впрочем, нет. Алена Долецкая подписана просто «Алена Долецкая», то есть для знающих и не знающих (а таковых не было – по экспозиции гуляли в качестве гостей, в основном, сами же герои) слова «Алена Долецкая» включают в себя понятие «главный редактор главного глянцевого журнала». И больше того – семантическое поле этого выражения оставляет за собой и другие смыслы, к которым, видимо, хорошо бы стремиться тем, кого все еще аттестуют «главный редактор такой-то». Просто звукорежиссер был, просто оператор – тоже. Хотя нет, не просто оператор, а оператор Опельянц, снявший «9 роту». И много чего еще снявший. Пространство организовалось своеобразное – зеркальное: стоишь – смотришь в лицо Тине Канделаки; поворачиваешься на 180 градусов – она же глядит со стены тебе в затылок.
А первым справа висит портрет первого президента России, рядом – символ российской мужественности (это если смотреть современное российское кино по всем каналам последовательно) – Михаил Пореченков с младенцем.
Федор Бондарчук, комментируя концепцию выставки, помнится, сказал, что на этих портретах вообще нет людей, с которыми лично его не связывала бы любовь или работа. Нет случайных, нет посторонних. Нет людей извне. То есть – настоящее, по логике экспозиции, есть медиапространство. Герои его – это те, кто вписывается в него, и, соответственно, те, кто его организует.
Кант, кстати, когда свое отношение к времени-пространству проговаривал, вывел: нет никакого времени самого по себе, вне отношения к сознанию. А еще время опосредованно определяет пространство. Продолжим про современность: живешь в ней и иногда думаешь, что нет никакого времени вне отношения к медиа. И медиавремя определяет медиапространство непосредственно. Настойчиво и неотвратимо.
Главным завоеванием выставки, кроме того, что она действительно была мила, логична и соответвовала времени в его медиаизводе, предлагаю считать формулировку «организатор медиапространства», которая относится к остальным профессиям, широко и полно представленным в работах Бондарчука-Глынина, как род к виду. А значит, рассуждая о времени настоящем, надо делать сноску – мы говорим о медиавремени. Оно диктует нам свои медиаправила, оно дает нам своих медиагероев.

И мы их приветствуем.

Чернышева Вероника
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).