В Сочи открылся фестиваль "Кинотавр". В первый же день, сразу после торжественной церемонии открытия, зрителям был показан новый фильм Павла Лунгина "Остров". Музыкант и актер Петр Мамонов сыглал в картине монаха, который всю жизнь пытается искупить страшный грех. Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, принимавший участие в открытии кинофестиваля, поделился своими впечатлениями:
"У меня достаточно сложное отношение к этой картине. Ее делал безусловный мастер и проблема, поставленная в «Острове», в высшей степени существенна для человеческого бытия. Кроме того, в фильме прекрасные актерские работы, и все же у меня есть некоторые вопросы - как к сценарию, так и к картине в целом.
Мне кажется, что сама история сочинена, скорее, для нравоучения. А когда так происходит, когда сюжет подгоняется под заранее сформулированную мораль, то актер вынужден спасать некоторую искусственность конструкции. Конечно, Мамонов спасает почти все. И тем не менее, мне кажется, что картина более мастерская, нежели искренняя: в ней больше умствования, чем любви и простоты. Такие фильмы наивные люди снимать не могут.
С другой стороны, то, что Лунгин сделал такую картину, все-таки правильно. Ведь сегодня европейский мир испытывает тяжелейший мировоззренческий кризис, кризис ренессанских ценностей вышел сегодня на новый виток. И режиссер всерьез пытается разобраться с тем, что является главным в исканиях любого современного европейского интеллигента. Эта проблема пустых небес, и европейское сознание мучается этим уже более ста лет. Поразительно, что «Остров» Лунгина по проблематике очень совпадает с последним романом Уэльбека «Возможность острова». Ведь французский роман тоже рассказывает о глобальном кризисе ценностей. В этом смысле фильм чрезвычайно современен, и здесь не православная конъюнктура, а в целом – религиозная. Это попытка найти спасение через веру.
У меня есть свое личное отношение к этой острейшей проблеме. Знаете, существует такая шутка. «Один спрашивает у другого: «Скажите, эта тропинка ведет к морю?» - И слышит ответ: «Конечно, ведет к морю… Чертов остров!». Поэтому за «возможностью острова» есть не только надежда, но и некая страшная безбрежность. И я думаю, что никакая, даже самая великая вера, не может спасти нас от океана небытия".