В результате социологического исследования, в котором приняли участие 10 000 человек из десяти стран мира, выяснилось, что четверть потребителей по всему миру в прошлом году разочаровались в одном или нескольких источниках СМИ, утратив доверие в правдивость сообщаемой информации. Российские потребители, согласно исследованию, в целом всем довольны: 63% респондентов получают ту информацию, которая им необходима, и никакого недостатка в ней не испытывают.
9% (самый низкий показатель в сравнении с другими странами) жителей России соглашаются, что иностранные СМИ заслуживают доверия больше, чем отечественные.
Главным источником новостей для 74% россиян является телевидение, 9% доверяют газетам, а 6% - радио. В России самый высокий, по сравнению с жителями других стран, уровень доверия к национальному телевидению (84%). 81% также доверяет информации, которую сообщают друзья и родственники. Также довольно высоким является уровень доверия к местным (69%) и национальным (68%) газетам, однако информации из международных изданий доверяют только 32%. 3% россиян ответили, что они вообще не имеют ни одного источника информации, которому бы вполне могли доверять (это самый высокий показатель сравнительно с ответами жителей других стран).
Исследование комментирует Виталий Лейбин, главный редактор Полит.ру:
"Слово «доверие» имеет положительную коннотацию, но есть, например, в русском языке и такое выражение, как «втереться в доверие». Поэтому статистические данные, в том числе, касающиеся СМИ в России, нужно рассматривать и с этой точки зрения. Понятно, что, с одной стороны, хорошо, когда у людей есть источники информации и институты, которым они доверяют. С другой, высокие показатели доверия обозначают некритический способ восприятия. К тому же, телевидение - это более директивная версия общения, в которой велик компонент навязывания. Поэтому совершенно логично, что везде телевизору доверяют больше, чем остальным СМИ. И по той же причине относительно низок показатель доверия к интернету - среде, смысл которой в том и состоит, что информацию здесь можно сопоставлять. В этой среде много шума и разнообразных сообщений, но при этом меньше возможностей «втиреться в доверие».
Относительный процент высокого доверия к отдельным каналам именно в России существенным образом связан еще и с тем, что региональные СМИ, в том числе телеканалы, существенно хуже развиты, чем, например, в США. Их физически меньше. Кроме того, наши телеканалы с тех пор, как перестали конкурировать друг с другом за интерпретацию информации, стали еще более директивны, чем телевидение в других странах. Хотя из этого вовсе не следует, что наше медийное пространство более пропагандистское - по ряду базовых идеологических принципов, никакой конкуренции за интерпретацию информации нет между европейскими, ни между американскими телеканалами. Особенность нашей ситуации заключается в том, что достаточно большое количество людей критичны по отношению к любой информации, что связано с последовательным крахом предыдущих идеологий.
Относительно низкое доверие к иностранным СМИ в данном исследовании не удивляет и является нормальным, особенно если учесть, что речь идет скорее всего о людях, которые по-прежнему придерживаются советского или анти-советского способа потребления информации, т.е. чрезвычайно критичны. Я думаю, что такой процент критически настроенных граждан – это уникальная ситуация, присущая именно России".