будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
культура
Май 15, 2025
Культура

Композитор красивого искусства

Композитор красивого искусства
prokofjev-0603
Сергей Прокофьев

В день официально объявленной смерти Сталина умер другой известный человек, величие которого – не в политических свершениях и не в размахе репрессий. Сергей Сергеевич Прокофьев скончался в коммунальной квартире в Камергерском переулке в один день со Сталиным 5 марта 1953 г. Из-за государственного траура похороны лауреата шести Сталинских и одной Ленинской премий проходили с немыслимыми трудностями. Профессору Московской Консерватории не могли найти гроб.

Прокофьев был настоящим музыкальным новатором, который фактически создал новую классическую музыку ХХ в. Он добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Он был автором одиннадцати опер, семи балетов, семи симфоний, многочисленных оркестровых фортепианных произведений.

Каково значение Прокофьева для нас сегодня?

 

Марина Рахманова

Музыковед, доктор искусствоведения Марина Рахманова отвечает на это вопрос так: «Это гениальнейший русский композитор двадцатого столетия. Влияние его есть всегда. Когда-то оно проявляется больше, когда-то – меньше. Я бы не сказала, что сейчас оно было каким-то отчетливым. Но это не значит, что влияния нет. Оно будет всегда.

 

Причем это не касается исполнения произведений. Если вы придете в консерваторию в день экзаменов, то из всех фортепианных классов гремит Прокофьев. И то же самое со скрипачами. Но при этом обычные люди, на мой взгляд, сейчас его мало знают, к сожалению.

Я с детства занималась музыкой. И нас учили Сергею Прокофьеву с самого начала, поэтому у меня о нем есть даже детские ассоциации. А потом уже как взрослый человек и музыковед, я издавала его документы. И хочу сказать, что Прокофьев еще и один из крупнейших русских писателей двадцатого века. Он замечательный писатель. Издана небольшая книга его рассказов, два толстых тома его дневников. Если взять любое его письмо к любому адресату, вы увидите передовой стиль литературы.

Но было ясно, что он все-таки композитор. Его наследие очень большое. Было бы хорошо, чтобы его оперы и балеты регулярно шли в российских музыкальных театрах. Они идут, появляются в связи с юбилейными датами. Но важно, чтобы это не было периодично. Важно, чтобы представители нового поколения всегда могли пойти на оперу или балет Прокофьева. Сейчас такого нет.

Конечно, что-то делается в Большом театре, в театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, но этого мало. Многое из его наследия не исполняется».

 

Алексей Сканави

Пианист и музыковед Алексей Сканави добавляет: «Прокофьев был одним из столпов музыкального  творчества 20 века. На рубеже 19-20 веков произошла кардинальная перемена. До этого искусство обязано было быть красивым. Но тут это требование к искусству (в частности, к музыке) отпало. Оно теперь могло передавать какую-то информацию, быть многозначным, может передавать концепцию или возражение художника, но красивым быть больше не обязано.

 

Оно может быть даже ужасным, если художник хочет донести ужасы. Прокофьев начинал с нарочито резких и некрасивых вещей, а потом перешел к красивому искусству. Он один из немногих композиторов 20 века, кто это сохранял. Несмотря на все его жизненные перипетии, такое впечатление, что он их просто не замечал, он писал светлую музыку…

Мне кажется, он пребывал в розовых очках в отличие от Дмитрия Шостаковича, который пребывал в черных. Для меня они как два противоположных полюса музыкального искусства.

Я играл два сочинения Прокофьева, которые меня очень впечатлили в музыкальном плане: седьмая соната и третий фортепианный концерт. Я очень люблю эти его произведения. На меня они оказали влияние».

Рассуждая о том, стоит ли сейчас больше исполнять музыкальные произведения Прокофьева, собеседник «Полит.ру» отметил несколько проблем: «С одной стороны, это можно делать. А с другой стороны, у нас перед глазами пример внезапно откуда-то взявшегося внучатого племянника Сергея Рахманинова, который заявляет права на все произведения своего предка. Некоторые западные продюсеры даже отказались от  исполнения произведений композитора. А Прокофьев умер позже, авторские права на сочинения будут длиться до 2023 года…

Если даже закрыть на это глаза, Прокофьев писал и достаточно известные сочинения, но есть у него и произведения, непонятные большинству людей. Как продвигать подобные сочинения? У нас народ даже Бетховена не любит.

Но это проблема не Прокофьева. Надо менять эту ситуацию в целом. С тем, чтобы люди понимали, что классическая музыка – это часть нашей культуры, а пропаганда Прокофьева – это уже частности».

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).