будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Культура
Мокроусов Алексей

Кому Дебора, кому Годаром

Кому Дебора, кому Годаром
mokrousov98

Театр Vidy в Лозанне – один из самых интересных не только в Швейцарии, но и  во всей Европе. У него целых четыре сцены, причем на любой вкус – от камерной до шатра (где, правда, сидят не вокруг подмостков, а классическим амфитеатром, зато само здание круглое и из плотного брезента).

Vidy – классический «левый» театр как по репертуару, так и по формам. В течение одного сезона здесь могут показывать и «Дачников» Горького, и «Минетти» Томаса Бернарда с великим Мишелем Пикколи в заглавной роли, «Соню» Алвиса Херманиса. А всего в сезон идет порядка 30 премьер и  гастрольных показов – цифра, немыслимая для самого что ни на есть коммерческого театра в России.

Немыслимым для нас представляется и спектакль, премьера которого прошла этой весной. «Scanner», то есть  («Сканировать») – пьеса-памфлет для трех фильмов и семи актеров по критическим и кинематографическим произведениям Ги Дебора. Имя этого французского мыслителя стало популярно в России после публикации его главного труда, «Общества спектакля» (по-прежнему, например, не переведены его работы «Против кино» или «О дикой архитектуре»). Но для франкофонного читателя значение Дебора не ограничивается одной книгой. Это прежде всего политик и художник, причем оба этих начала оказываются неразрывно в нем переплетенными – идет ли речь об его киноопытах или о поездке Дебора в Латинскую Америку ради спасения Че Гевары.

Спектакль наконец-то материализует всю многосторонность Дебора в сатиру, удивительно пришедшуюся ко времени. Подобно ненасытной змее, общество потребления наконец-то начало пожирать самое себя. Кризис оказался главным персонажем, сюжетом и декорацией «Scanner». Но не просто кризис экономический, но скорее кризис ментальный. Он, конечно же, связан с финансовым миром, но не зависит от него. Нет и обратной зависимости, зато есть мечта о рае любой ценой и неконтролируемая агрессия в тот момент, когда выясняется, что рай невозможно материализовать. В этот момент на сцене происходит настоящее побоище, без которого, как выясняется, не достичь просветления. Наступает же оно к концу первого акта. От читки деборовских фрагментов и показа кинохроники и слайдов актеры переходят к индивидуальной работе с публикой. Сперва зрителей приглашают поразмяться на саму сцену, где им комментируют фильмы, которые невозможно увидеть из зала. Затем публика разбивается на группы, которым раздают фотографии, запечатлевшие Дебора в разные моменты его жизни. От комментариев актеры переходят к диалогу: а что вы думаете о Деборе сегодня? Что он означает для вас лично? Является ли он фигурой из ушедшего прошлого или все еще актуальным мыслителем?

Это не дискуссия, но скорее простой разговор, местами довольно искренний и в то же время со стороны актеров далеко не любительский. Видно, что они «в теме», и что Дебор их действительно интересует. «Раз на раз не приходится, но ваша группа была откровенна», - говорит нам актер, и это не дежурный комплимент. Все остальные в зале уже закончили беседу отправились на антракт - благо, театр расположен в парке, и лужаек вокруг много. Второе действие оказывается едва ли не лирическим гимном в честь Дебора, показом его собственных лент, дадаистских по духу, в стилистике румынского леттриста Исидора Ису. Правда, сам Дебор в завещании, написанном незадолго до самоубийства, запрещал дальнейшую демонстрацию своих фильмов. Как и в случае с недописанной прозой Кафки, это тот самый счастливый повод не исполнять последней воли усопшего.

Но подлинным финалом оказывается предложение, звучащее со сцены уже после аплодисментов: отправиться после спектакля в кафе и продолжить там разговор о времени и масс-медиа, революционерах и себе.

Режиссер Давид Алайя из Монпелье, который поставил «Scanner», занимается театром давно, только вот ставит редко, в среднем раз в четыре года (Шекспир, Беккет, Тахар Бен Джеллун, Анри Мишо). Остальное время уходит на подготовку и работу с текстом, к которому он испытывает священный трепет, да и актерского ремесла Алайя при этом не оставляет. Его спектакль оказался актуальным высказыванием, причем актуальным как художественно (это современный театральный язык), так и политически. Возможно ли, впрочем, разъединение этих двух типов актуальности? Не является ли каждое художественное высказывание еще и политическим – несмотря на любое свое формальное содержание.

Русскому зрителю спектакль Алайя задает и другие вопросы. Например, кто мог бы у нас сегодня поставить такой политический спектакль об актуальности – без всяких тайных намеков, но откровенный и при этом театрально состоявшийся? Или о том, почему столь по разному осмысляется кризис «здесь» и «там». Кризисная весна в Швейцарии – это спектакль по Дебору. Кризисная весна в России – это арест участников конференции "Левое искусство. Левая философия. Левая история. Левая поэзия", организованной ГЦСИ в Нижнем Новгороде. В ней участвовали известные профессионалы - историк Илья Будрайтскис, поэт Кирилл Медведев, художник Николай Олейников и философ Алексей Пензин. Как сообщают информ-сайты, «Во время просмотра фильма Годара "Симпатия к дьяволу" в помещение с криками "К стене!", "Руки за голову" ворвались бойцы батальона cпециального назначения под руководством подполковника Трифонова. После изъятия документов, книг и тиража газеты "Вперед", отвезли всех в местное ОВД. Через полтора часа задержанных отпустили. Семинар возобновился и был доведен до конца». Нижегородские подробности перекликаются со сценами лозаннского спектакля, хотя волжским актерам не платили зарплат. Их всех поставили к стене, не раз обматерили и отобрали не только документы, но и мобильники. При этом официальных обвинений никому предъявлено не было.

Можно, конечно, подумать, что таким образом нижегородский ОМОН решил вступить в художественные споры и определить границы современного искусства, причем не прибегая (пока что) к колючей проволоке и лаю овчарок. Иначе зачем ему так вести себя на мероприятии, официально проводимом государственной организацией на государственные деньги? То есть фактически вмешиваясь в реализацию госбюджета (чем и занимается ГЦСИ), пытаясь сорвать его таким нетривиальным способом?  Но, с другой стороны, у нас на центральных телеканалах до недавного времени и слово кризис было под негласным запретом. Наиболее ироничные участники телепрограмм говорили о нем как «о слове на букву «к», которое нельзя называть», а циничные руководители каналов пропускали эти либеральные вольности в эфир.

Подобное лицемерие не является прерогативой российского общества. В том или ином виде оно свойственно всем культурам, осознающим себя через систему табу и склонным скорее расширять список запретов, чем подвергать его добровольной кастрации. Но обидно бывает как раз за собственный бардак и собственную немоту. В ситуации, когда поговорить о капитале и его бегствах хочется, а кроме нижегородскому ОМОНа и не с кем, только и остается, что пересмотреть Дебора.

Интересно, есть ли ОМОН в Швейцарии? И мог бы он, скажем, явиться на спектакль в Лозанне, чтобы переписать из любопытства всех присутствующих – на Дебора наверняка ходят потенциальные критики капитализма.

Мокроусов Алексей
читайте также
Культура
Георгий Богуславский: «Невозможно не замечать того, что происходит, и спокойно заниматься своим делом»
Май 6, 2022
Культура
«Сейчас я делаю хорошее дело для 59 человек» — интервью директора русскоязычной школы в Ереване
Апрель 26, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).