В воскресенье в Центральном доме художника завершилась шестая ежегодная международная ярмарка интеллектуальной литературы “non/fiction”. В этом году в ярмарке приняли участие 180 издательств и книжных магазинов из 14 стран мира. Специальным гостем "non/fiction"-2004 была Венгрия. В рамках ярмарки прошли многочисленные семинары, «круглые столы» и презентации. Основное число стендов заняли, естественно, русские издательства.
Жанр “non/fiction” по традиции определяется как «ярмарка интеллектуальной литературы». Впрочем, за шесть лет проведения это определение частично потеряло свое первичное значение: участие в ярмарке принимает все большее число издательств, специализирующихся на литературе, порой никак не подпадающей под определение «интеллектуальной». «Конечно, нет уже того смысла, который в эти слова вкладывался изначально, когда создавалась ярмарка. Тогда она действительно была очень элитарная. Сейчас она завоевывает все больше пространства. Но это все равно хорошо», - заявила в интервью корреспонденту «Полит.ру» член экспертного совета ярмарки главный редактор издательства «Иностранка» Варвара Горностаева.
Организаторов ярмарки интересует привлечение как можно большего числа участников – если в 2002 году на “non/fiction” были представлены 140 издательств, то в этом году – уже 180. Несомненно, что во многом это ощутимое увеличение определяется, прежде всего, экономической выгодой от новых участников. Издательство или магазин, желающие принять участие в ярмарке, должны заплатить не менее 200 долларов за место, а вместе с размерами стенда растет и оплата. Поэтому у посетителей не должно вызывать удивления то, что стенды маленьких издательств, вроде специализирующегося на философской литературе издательства "Праксис" или издательств из провинции в разы меньше, чем стенды таких книжных гигантов, как "Вагриус", "Амфора" или "Симпозиум".
Участвовать в ярмарке “non/fiction” престижно. До сих пор в воздухе витает некий дух элитарности и маргинальности, присущий ярмарке в первые годы ее существования, поэтому участие в «ярмарке интеллектуальной литературы» говорит об определенном классе и уровне издательства, которому разрешено быть в числе избранных. Пусть даже 180 избранных. На ярмарке завязываются новые знакомства и заключаются договоры, поэтому издательства стараются представить себя во всей красе. Для маленьких провинциальных издательств такая ярмарка может стать своеобразной путевкой в жизнь – удачно заключенный контракт может "раскрутить" издательство и в будущем крайне счастливо сказаться на его процветании. Чинная атмосфера пространства, организованного в ЦДХ, располагает к налаживанию новых контактов, – суеты и беспорядочной беготни, присущей сентябрьской ММКВЯ, когда обезумевшая толпа сбивает с ног, на “non/fiction” не бывает. Впрочем, как заявили мне сразу несколько издателей, никакого специального пространства для переговоров на ярмарке не предусмотрено, – все знакомства и договоры заключаются либо непосредственно на стендах, либо за столиками Литературного кафе в обстановке, больше напоминающей общепит, чем комнату для переговоров.
Остается задаться последним вопросом – зачем же «ярмарка интеллектуальной литературы» “non/fiction” нужна читателям, десятки тысяч которых ежедневно посещают ярмарку, и число их с каждым годом растет? Ответ прост. Несмотря ни на что, не вызывает сомнения тот факт, что на сегодняшний день “non/fiction” остается лучшей из существующих в России книжных ярмарок. И, безусловно, останется таковой еще ближайшие года три-четыре точно – хотя бы потому, что на “non/fiction”, как замечает представитель издательства РОССПЭН, «все так приятно организовано, очень чисто, респектабельно. Она более солидная, чем ВДНХ. Там и публика совершенно другая». Ну и потому, что книжная ярмарка в доме художника заведомо будет качественнее, чем на выставке достижений народного хозяйства.