будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Культура
Идлис Юлия

Кому нужна классическая музыка?

На сайте РБК в разделе «Минирейтинги» опубликованы данные исследования, сделанного по заказу журнала «Профиль» в феврале этого года. Исследование посвящено тому, какие музыкальные направления наиболее популярны среди россиян старше 16-ти лет.

Лидером рейтинга оказалась, как ни странно, советская эстрада 1960-1980х годов (47,2% жителей России предпочитают именно ее). Дальше следует музыка из кинофильмов (42,2%), современная роcсийская поп-музыка (39,5%), западная «попса» (34,5%), русский шансон (31,7%) и бардовская песня (30%). Классическая музыка уступает всем перечисленным направлениям (всего 29,7%), но обгоняет русский фольклор (28,8%), отечественный рок (22%), западный рок (19,6%), джаз (19%) и даже электронную музыку (14,6%).

1
Казалось бы, классика занимает прочное положение в середине списка: конечно, отставание от русского шансона прискорбно, но зато она пользуется большей популярностью, чем модная в последнее время электронная музыка и даже джаз – еще один вид музыки «для умных».

И все же реальность, которая стоит за этими цифрами, скорее, удручающая. В современной культуре классическая музыка существует в некотором гетто - прежде всего, информационном.

Проще говоря, рядовому потребителю, недавно вышедшему из подросткового возраста, просто неоткуда узнать о том, что происходит в мире классической музыки, если он не студент Государственной Филармонии и не сидит в библиотеке.

Как разобраться в том, чем одно концертное исполнение лучше другого? Как понять, каких композиторов нужно слушать в первую очередь, а каких можно отложить до лучших времен? Когда речь идет о современной музыке, все просто: есть отлаженная система чартов, рейтингов, топ-десяток, двадцаток и т.д., в которых выстраивается некая вкусовая вертикаль – разумеется, субъективная, но дающая хотя бы некоторое представление об иерархии в мире современной музыки.

В мире классической музыки чартов и горячих десяток нет. Более того, в Сети большие информационные ресурсы, посвященные классике, статичны, редко обновляются и не слишком успешны как Интернет-проекты. Печальным примером тому служит опыт «Московского Музыкального Вестника», который закрылся еще в 2002 году.

С 1997 года «Вестник» был одним из первых и наиболее крупных порталов, посвященных академической музыке, и к нему прилагался бумажный Бюллетень академических концертов в Москве. Бюллетень больше не выходит, но сайт до сих пор жив, однако последнее обновление на нем датировано 2002 годом: это последнее письмо главного редактора портала Бориса Лифановского. «ММВ исчерпал себя в том виде, в котором он существовал все эти годы, - пишет Лифановский. – Переводить сайт на коммерческие рельсы вряд ли имеет смысл. Поэтому… ММВ перестал существовать как ‘живой’ проект».

Другой пример – программа «Оркестровая яма», которая три сезона успешно шла на канале Культура, получила в 2003 году ТЭФИ как лучшая музыкальная телепрограмма, а потом вдруг исчезла из эфира. Историю с таинственным исчезновением комментирует автор и ведущий «Оркестровой ямы» Артем Варгафтик:

«Сейчас программа находится в подвешенном состоянии: у меня нет никаких сведений ни о ее продолжении, ни о ее закрытии. Канал заказал нам определенное количество выпусков, мы их сделали. 17-го февраля продюсер канала сообщил, что мы весь объем заказа выполнили. Все мои дальнейшие попытки выяснить у руководства канала, нужны ли еще мои услуги (если да, то я всячески готов работать, а если нет, то хотелось бы об этом знать), не увенчались успехом».

При этом сам формат разговорной программы о серьезной академической музыке далеко не исчерпал себя. «Как ведущий могу сказать, что и творческая группа, и наши собеседники и оппоненты только вошли во вкус, - утверждает Варгафтик. – Но, по всей видимости, канал просто не готов к продолжению этого проекта. Может быть, это связано с тем, что серьезный разговор о классической музыке не очень нужен. А превращать этот разговор в театрально-ресторанное действо с улыбками и взаимным восхищением нельзя, потому что предмет не позволяет. Мы не можем каждую неделю воспроизводить «Голубой огонек». Ведь если говорить о реальной жизни классической музыки, то там поводов для «голубого огонька» очень мало».

2
Итого, мы получаем разрыв между «серьезным искусством», которое «так высоко, что его и не видать», и «попсой», слушать которую вроде бы стыдно. У классической музыки есть аура «истинной культуры», не позволяющая людям относиться к ней как к предмету потребления, который можно использовать в повседневной жизни и на котором можно зарабатывать деньги. Поэтому существует «портативная музыка» - в Интернете, в собраниях MP3, по радио в машине – и классическая музыка, за которой до сих пор надо идти в Консерваторию.

Классика, как и любое современное музыкальное направление (будь то трип-хоп, фанк или нойз), – это закрытое сообщество ценителей и знатоков. Но, в отличие от предмета всех остальных музыкальных сообществ, классическая музыка считается общезначимой: ничего не знать о классике – дурной тон. От нее нельзя отмахнуться – мол, не нравится мне этот ваш Бах, сплошное «тыц-тыц».

Поэтому время от времени за популяризацию классики принимаются самые разные структуры. Суть всех этих разнородных попыток – как-то вписать классическую музыку в современную культуру: надо же что-то делать с мировым интеллектуальным наследием.

Например, несколько лет назад половина мобильных телефонов Ericsson звенела «Полетом валькирии» из оперы Вагнера. Прохожие стали узнавать Моцарта и Баха в «мобильных аранжировках», а самые продвинутые могут скачать из Интернета звонок с мелодией Чайковского.

Развлекательные радиостанции тоже вписывают по мере сил классическую музыку в ландшафт современной популярной культуры. «Радио 7 На Семи Холмах» завершает каждый час эфира классическим произведением – правда, у радиослушателей почти нет шансов услышать «продвинутую» академическую музыку: вместо этого им предлагают темы из оперы «Кармен» и тому подобные классические «хиты».

На фоне этих попыток интересный проект получился у «Радио Классика», в эфире которого иногда звучат классические произведения в современных аранжировках. Радиостанция получила право вещания на частоте FM, обойдя 23 конкурента; это признак довольно широкой популярности. 

Директор программ «Радио Классика» Петр Разуваев считает, что проблема не в музыке, а в аудитории. «В течение многих лет, к месту и не к месту, классическая музыка лилась из хрипящих репродукторов по всей стране. Солдат и курсантов организованно водили в концертные залы. Билеты в Филармонию давали в нагрузку к билетам в Мюзик-холл, - говорит он. – Закончилось это вполне предсказуемо: для большинства соотечественников классическая музыка стала олицетворением того, чего им точно не нужно».

Поэтому становление классической музыки как модного бренда может состояться, если переориентировать слушателя. Другими словами, с помощью «ухищрений» вроде современных аранжировок можно помочь людям внимательнее прислушаться к музыкальной классике. «Новый формат классической музыки – это принцип, по которому мы знакомим нашего слушателя с классикой, - говорит Разуваев. – И отнюдь не классическая музыка нуждается в этих ухищрениях; увы, в них нуждаемся мы с вами».

При этом «ухищрения» касаются не только особого подбора классических произведений, не только современных аранжировок, но и изобразительности, зрелищности. Классическая музыка в чистом виде – одно из немногих искусств в современной культуре, на которое неинтересно смотреть. Даже Ванесса Мэй, играя скрипичный концерт Чайковского, пританцовывает, бегает по сцене, размахивает скрипкой и вообще ведет себя как заблудившаяся солистка рок-группы на концерте. А на «Радио Классика» есть проект MULT-классика: это серия мультипликационных клипов на произведения Чайковского («Времена года»), Штрауса («Летучая мышь») и Шуберта («Прекрасная мельничиха»).

Все это создает иллюзию интерактивности, столь дорогой сердцу потребителя современной культуры. Под такую классику можно подтанцовывать и подпевать – то есть участвовать в процессе. Современная культура развивается по принципу «сделай сам» или хотя бы «делай как я». А кто может похвастаться тем, что может «сделать как Шостакович»?

Классическая музыка в ее академическом исполнении требует от слушателя особенного интеллектуального усилия. Как сказал в одном из интервью Артем Варгафтик, «нужно исследовать ее внимательно и небрезгливо». Другими словами, потребителем классической музыки не рождаются, а становятся: в нее надо войти, научиться ее слушать; на это уходит довольно много времени. Поэтому у многих людей, живущих в ритме трип-хопа, возникает вопрос: не слишком ли это большая роскошь – потратить годы на то, чтобы научиться слушать Бетховена, который умер бог знает сколько лет назад?

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).