Не каждому человеку дано стать фольклорным персонажем, да еще при жизни, в здравом уме и твердой памяти. Вчера жители России справляли день рождения Аллы Борисовны Пугачевой. А если и не справляли, то уж точно знали о нем. Потому что Пугачева – это, как известно, символ эпохи, живая легенда, народная любовь, причина массового энтузиазма и сюжет для анекдотов. “В связи с тем, что концерт Аллы Борисовны Пугачевой пройдет на стадионе "Лужники", матч "Спартак"-"Зенит" переносится в концертный зал "Россия".
Песни Пугачевой перестают быть хитами; сама она, став одновременно коммерческим брэндом, национальным достоянием и сказочной героиней (кому Золушка, кому Баба-Яга) редко появляется в телевизоре и все чаще выступает как продюсер, guest star или крестная мать известного эстрадного клана. Ну и правильно, не надо ей слишком часто появляться, потому что легендам и мифам оживать не стоит, это деструктивно сказывается на истории.
Ностальгирующие по “Иронии судьбы” интеллектуалы любят отмечать, что аудитория Пугачевой – сплошные продавщицы и бухгалтеры. Одна “Мадам Брошкина” чего стоит. Коллективы предприятий и целые города “от всех наших сердец” поздравляют певицу. Да и может ли коллективам этим и городам прийти в голову поздравлять других эстрадных исполнителей? Так пишут только Президенту.
Вчера газеты, журналы, телевизионные новости и Интернет-издания всех мастей не только фиксировали новый национальный праздник, но и рефлексировали свою собственную в нем роль: Алла Пугачева, говорили, – беспримерно рейтинговый “ньюсмейкер”, о котором не скоро устанут читать (писать). Ее появление на первой полосе гарантирует продажи, а потому, делать нечего, мы будем продолжать следить за ее личной и публичной жизнью. Не случайно ее сравнивают с политиками (самые смелые –даже с Путиным), прикидывая, что им до нее еще далеко. Одна мастерица связала ей шарф в несколько десятков метров. Путину тоже связала, но в полтора раза короче. Это ли не рейтинг?
Когда говорили о том, что Брежнев – это политический деятель эпохи Пугачевой, было смешно. Когда Путин поздравляет певицу с днем рождения, начинаешь думать, что сказка стала былью: "…Ваши новые песни - это всегда настоящее событие". Вот кто, оказывается, делает события. Ее слепленный разными СМИ портрет эффективно формирует картину мира, образ жизни и культурную норму, управляет эмоциями масс и ведет их в единственно возможном верном направлении.
При этом направление может меняться. Когда-то застойная отечественная эстрада, академическая по форме и патриотическая по содержанию, была потрясена совсем “неформатными” явлениями типа слез и смеха, театральности и скандала. Тогда сработал имидж без-пяти-минут-западной-певицы, и народная тропа была обеспечена. А сегодня, когда жизнь стала вполне себе западной – во всяком случае, в магазинах те же жвачки и компьютеры, что и в лучших домах Лондона, - образ Пугачевой стал обратно отсвечивать советским “прекрасным далеком”. То есть, при социализме она была символом запрещенного капитализма, а при капитализме – потерянного социализма. Где ее реальное место – рассудит время. А может, никто и никогда уже не рассудит.