будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 7, 2025
Культура
Петровская Елена

«Конец - это чье-то начало»

«Конец - это чье-то начало»
petrzag
Иллюстрация: Георгий Литичевский

This is the end
Beautiful friend

The Doors 

В нашу бодрую эпоху принято рассуждать о конце. О конце истории, конце автора и/или субъекта, апокалиптическом конце времен. Как и положено, все продолжается. Конечно, концы эти неравноценны, и не только в том смысле, что охватывают разные по масштабу явления. Дело в том, что за этими декларациями стоят разные доктрины и идеологические установки, не говоря о практиках словоупотребления.

Если довериться Фукуяме, то либеральная демократия знаменует благородный финал истории развития человечества. Стремиться больше не к чему, главное – не потерять это наиболее благоприятное из всех существовавших обществ в результате бессмысленной борьбы. Либеральная демократия, по мысли Фукуямы, обеспечивает торжество свободы личности при суверенитете народа. Правда, сегодня вопрос о суверенитете не представляется столь очевидным. Мало того, что это конструкция политической философии Нового времени – ее гобссовской линии, если угодно, это еще и то, что завоевывать уже не нужно. Мы все давно познали прелести и ограничения суверенитета. Сейчас на повестке дня стоит более острый вопрос о формах взаимодействия этих самых суверенных государств, когда на смену единству народа приходит плюральность новой массы, так и называемой – множество. Иными словами, суверенные государства испытывают огромные трудности, когда приходится иметь дело с новой глобальной реальностью, а это потоки иммигрантов, беженцев и проч. Суверенный народ уступает напору свободно распределяющегося множества.

Арт-критика, со своей стороны, постулировав конец автора, вернее, бездумно повторив этот тезис вслед за французскими постструктуралистами, некоторое время назад оживилась: оказывается, автор возрождается, и пример тому – такие задушевные художники, как, скажем, Софи Каль. Это, конечно, удивительное заявление. Софи Каль как концептуальный художник все время подчеркивает различие между собой как человеком и персонажем, над созданием которого она кропотливо работает. Как известно, Каль пишет обширные тексты-пояснения, и в них она излагает свои соображения от первого лица. Неужели сегодняшние критики настолько простодушны, что не только покупаются на ее исповедальный тон, но еще и путают персонажа с автором? Остается только недоумевать.

С другой стороны, вроде бы все сошлись на том, что мы переживаем конец искусства. Да, в этом есть какая-то приятная многозначительность, учитывая, что тезис этот восходит вроде бы к Гегелю (мы можем только полагаться на записи его ученика). Упадок красоты, а главное – распавшееся единство истины не могли не привести к тому, что искусство стало мыслиться как принадлежащее всецело прошлому. Сегодня этот тезис получает новое развитие: так, Данто не только провозглашает искусство после конца искусства, но и связывает этот самый конец с завершением большого нарратива, а именно самой истории искусства. Искусство продолжает создаваться, но в условиях, когда представление о его исторической принадлежности – о его истине – теряет под собой какие-либо основания.

В принципе такой подход к проблеме во многом справедлив, особенно если акцентировать здесь понимание того, что, говоря о конце, мы не имеем в виду смерть как абсолютное завершение чего-то. Надо признать, что от психологических ассоциаций, связанных с этим словом, отделаться невероятно трудно. И тем не менее смерть автора, субъекта и даже самой истории – все это, конечно, страшно далеко от поминального звона. С одной стороны, можно говорить об исчерпанности определенного понятия – той же истории, к примеру. Ведь даже если признать, что история кончилась, мы будем вынуждены обратиться к иному способу концептуализации времени, и тогда, как предположил Жак Деррида, нам придется задуматься над тем, что такое событие. (У самого Деррида событие связано с прерыванием исторической непрерывности – реальной или же предполагаемой: событие – это возможность радикально иного; оно не вытекает из предпосылок, укорененных в сегодняшнем дне.)

С другой стороны, провозглашение конца – это, как ни парадоксально, проявление нашего неодолимого стремления к периодизации. Мы не можем не периодизировать, как замечает Фредрик Джеймисон. Если отказаться от этой практики, тогда придется постулировать разрыв или разрывность, которая сама незамедлительно превратится в еще одну разновидность периодизации. Вообще говоря, время предстает для нас в пространственной форме отрезков, и, сказав однажды «пост-», мы спешим повторить – иногда то же самое слово. Отсюда такие монстры, как «постпостмодернизм» и тому подобное. Это значит, что после конца обязательно что-то продолжается. Мы еще не знаем, что это, но уже уверены в том, что необходимо отвести ему какое-то место. Так оно и происходит постоянно.

Напоследок зададимся вопросом о том, в каком состоянии пребывает нынешняя арт-критика. Это конец или начало? Или и то и другое? Трудно сказать. Мне кажется, что арт-критика (возможно, как и философия по Гегелю) всегда запаздывает – искусство уже завершило свою работу, и вот в этот сумеречный миг на сцене появляется арт-критик. Как и философ, он не может «омолодить» некую форму жизни, ставшую старой, – он может ее описать. Философ прибегает к услугам понятия, чтобы воздать должное достигшей зрелости действительности. А что имеется в распоряжении у критика? Как ни странно, тоже понятия. Необходимо признать, что на этом этапе мы исчерпали потребность в критическом анализе их произвольного (а порой и сумасбродного) употребления. Стало быть, наш проект завершен. Как пишут в фильмах, дублируя словами то, что и так уже состоялось на уровне изображения, «The End». Или это начало чего-то другого? Поживем – увидим.

***
Рисунки Георгия Литичевского
 
P.S. Статья также публикуется в 6-м номере журнала "Диалог искусств" ("ДИ") за 2013 год. Выражаю свою искреннюю признательность Лии Адашевской, редактору "ДИ", за эту инициативу. -- Е.П.
Петровская Елена
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).