будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Большой театр Николай Цискаридзе Сергей Филин
Июль 12, 2025
Культура
Своекоштный Петр

Конфликтный вид искусства

Конфликтный вид искусства
gabt-2203
Балет. Источник: Фото: culturacolectiva.com

Дискуссии вокруг нападения на художественного руководителя балетной труппы Большого театра Сергея Филина оставляют впечатление, что этот инцидент стал лишь результатом каких-то «долгосрочных процессов», происходящих в российском балете уже некоторое время. По крайней мере, об этом уверенно заявляют многие известные артисты.

Продолжением этой истории уже называют и попытку ограбления квартиры танцовщика Николая Цискаридзе. Предполагаемое преступление было совершено 21 марта. Дверь была взломана, однако из квартиры ничего не пропало. Поэтому в прессе сразу возникло предположение о «поисках компромата», который может быть использован в «конфликте», якобы имеющем место в театре.

Несмотря на эти дискуссии, сотрудники МВД пока считают, что нападение на Филина носит сугубо частный характер. По крайней мере, об этом свидетельствует опубликованная ведомством информация.

Преступник напал на Филина рядом с его домом вечером 17 января. Артист смог добраться до будки охранника на автостоянке, и тот вызвал скорую помощь. Пострадавшего доставили в 36-ю Городскую клиническую больницу, где врачи диагностировали у него ожог лица и шеи (от 2 до 4 степени на различных участках) и ожог роговицы глаз 3 степени.

Сергей Филин

После проведения нескольких операций в Москве Сергей Филин отправился продолжать лечение в Германию в клинику города Ахена. Главная цель врачей — сохранить пациенту зрение. 5 марта полиция задержала троих подозреваемых — исполнителей и предполагаемого заказчика преступления, артиста балетной труппы Павла Дмитриченко.

 

Сотрудники полиции 6 марта сообщили, что все трое задержанных написали явку с повинной. Через несколько дней появилась информация о том, что Дмитриченко отказался от показаний и заявил о своей невиновности. В социальных сетях было распространено его короткое заявление: «Не верьте никому! Я не заказывал Филина обливать кислотой, это не мужской поступок! И я бы никогда этого не сделал бы, тем более я это не оплачивал».

Как бы то ни было, суд принял решение об аресте всех подозреваемых, а коллеги Павла Дмитриченко выступили в его защиту, не поверив в версию правоохранительных органов.

В блогах появилось открытое письмо коллектива артистов Большого Театра, а также начался сбор средств для оплаты услуг «сильного адвоката». «Павел подписал явку с повинной и был арестован. Ему грозит тюремное заключение сроком до 12 лет. Артисты труппы Большого театра уверены в невиновности своего коллеги и полагают, что со стороны следствия на него было оказано давление, результатом которого стал самооговор», - написали артисты в своем обращении.

О причинах инцидента в последние недели было сказано очень много. Вскоре после задержания подозреваемых следователи МВД сухо сообщили, что мотивом преступления стал конфликт, «возникший на почве личных неприязненных отношений между Дмитриенко и Филиным, связанных со служебной деятельностью».

В то же время в социальных сетях люди близко знакомые с данной темой выдвинули версию о том, что некоторое отношение к случившемуся имеет юная балерина Анжелина Воронцова. В частности, сообщалось, что Сергей Филин, который с 2008 по 2011 гг. был художественным руководителем балета Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, нашел талантливую девушку в Воронежском хореографическом училище, помог переехать в Москву и снять квартиру.

Однако Анжелина по какой-то причине не стала выступать в труппе, которой тогда руководил Филин, а отправилась на работу в Большой театр и стала ученицей Николая Цискаридзе. Здесь она познакомилась с солистом Павлом Дмитриченко, и вскоре у них завязались близкие отношения. В марте 2011 года Сергей Филин неожиданно сам перешел в Большой театр и был назначен худруком балетной труппы. Это, по мнению некоторых участников дискуссии, и стало прологом конфликта.

В частности, по одной из версий, поводом для недовольства могло стать распределение балетных партий новым худруком, и Дмитриченко мог мстить Филину за то, что он обходит вниманием Воронцову. Цискаридзе в одном из телевизионных интервью подтвердил, что у Сергея Филина возникали конфликты с артистами по этому поводу. Впрочем, достоверность информации о преступлении на почве творческой ревности не может быть однозначно подтверждена.

 

Анатолий Иксанов

Другую версию высказал генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. В прессе он обвинил Николая Цискаридзе в том, что тот мог косвенно спровоцировать конфликт между Филиным и Дмитриченко, желая занять пост руководителя балетной труппы. Цискаридзе решительно отверг эти предположения и обвинил руководство театра в попытке дискредитировать его из-за давних разногласий. Ранее танцовщик резко критиковал администрацию театра за результаты проведенного ремонта здания, а в конце декабря 2012 года был внезапно уволен с должности педагога-хореографа.

 

Самое активное участие в обсуждении инцидента, помимо Николая Цискаридзе, приняла балерина Анастасия Волочкова. Ее недавнее заявление о том, что руководство ГАБТ принуждает балерин предоставлять «эскорт-услуги» состоятельным бизнесменам, вызвало настоящий скандал. В ситуации с Филиным оба танцора тоже винят руководителей большого театра, и особенно часто звучит имя Иксанова.

Как именно директор театра, назначенный на этот пост 13 лет назад распоряжением правительства, мог влиять на конфликт двух участников балетной труппы — никто не объяснил. Однако артисты жестко раскритиковали деятельность директора учреждения и пришли к выводу, что он «должен нести ответственность» за сложившуюся ситуацию. Цискардзе через прессу даже предложил уволить Иксанова и заявил, что сам готов занять эту должность. Иксанов в ответ подчеркнул, что для руководства театром необходимо обладать «некими другими качествами... помимо скандальности и известности».

Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе за последние десять лет и сами не раз оказывались героями громких скандалов, так или иначе связанных с руководством театра. Именно в этот период в прессе начали всплывать многие неприятные подробности из жизни современного российского балета. Оказалось, что интриги и «войны компроматов» в Большом театре в период 2000-х гг. по накалу страстей вполне могли бы сравниться с политическими конфликтами середины 90-х.

На тематических форумах в Сети не раз всплывали истории о «незаслуженных карьерных взлетах», оплаченных богатыми родственниками, о заключении контрактов с отдельными танцовщиками на «кабальных условиях» и даже об увольнениях из-за шантажа некоторыми фактами личной жизни. А уж рассказы о «стекле в пуантах» стали едва ли не главным символом отечественного балета (в другой версии этой архетипической истории фигурируют обломки бритвенных лезвий).

Один из работников Большого театра, пожелавший остаться неизвестным, в разговоре с «Полит.ру» рассказал об атмосфере, которая сейчас царит в коллективе: «Могу сказать, что сейчас и внутри театра уже устали от льющихся потоков грязи. Что касается Анастасии Волочковой, никто ее не воспринимает всерьез, так как ее даже балериной сложно назвать, последние 10 лет она даже не в профессии. Она сейчас просто занимается сведением старых счетов, раз ей представилась такая возможность. Николай Цискаридзе ведет себя ровно так же, как вел всегда, это его затяжной конфликт с руководством театра, который никуда не девался. В отношении руководства нынешнего я не буду давать никаких комментариев, ни хороших, ни плохих».

Юрий Григорович. Фото: Иван Журавлев / Югополис

Следует заметить, что в жизни балетной труппы Большого театра серьезные перемены начались в 1995 году после увольнения Юрия Григоровича, одного из самых известных хореографов XX века, который занимал пост главного балетмейстера с 1964 года. С его именем связывают небывалый взлет советского балета и широкое международное признание, полученное в ходе многочисленных гастрольных выступлений.

 

Другая сторона триумфального периода - железная, почти армейская дисциплина, которую сохранял Григорович в труппе долгие десятилетия. Жесткий характер балетмейстера стал легендой. При нем не могло быть двух мнений по поводу распределения партий. А артисты в случае необходимости безропотно продолжали репетиции до глубокой ночи.

Уход Григоровича в средине 90-х сопровождался конфликтом с администрацией театра. Вот что он сам говорил по этому поводу вскоре после увольнения: «Разговоры о том, что меня «убрали», сильно преувеличены. Я ушел сам, ибо не мог мириться с воинственным равнодушием и безразличием к искусству нового руководства, не мог противостоять хаосу, бескультурью, откровенному цинизму. Требовал условий для нормальной творческой работы. Я ушел, не позволив себя обуздать. За мной ушли крупные мастера, которые не мыслили свою творческую жизнь с иным руководителем», - рассказывал он.

По общему признанию, атмосфера в труппе после 1995 года стала стремительно меняться. Сменяли друг друга и художественные руководители. Двое ближайших предшественников Филина — Алексей Ратманский и Юрий Бурлака — по официальной версии оставили должность из-за творческих разногласий. Первый ушел из-за упреков в «излишнем модернизме», а контракт со вторым не продлили, наоборот, из-за консервативного подхода.

 

Геннадий Янин

В 2011 году наиболее вероятным кандидатом на этот пост являлся хореограф Геннадий Янин. Но незадолго до подписания документов о его назначении в сети появился целый сайт с фотографиями порнографического характера, на которых был запечатлен «человек, похожий на Янина». При этом ссылка на сайт была разослана по электронной почте многим известным деятелям искусства. В результате хореограф был вынужден уйти из театра, а вместо него был приглашен Сергей Филин.

 

Наблюдения за последними событиями в Большом театре приводят к мысли о том, что балет — какой-то особый «конфликтный вид искусства». Конечно, стоит помнить, что оценка результатов любого творчества всегда будет субъективной, и это неизбежно создает почву для «творческих дискуссий». А в данном виде искусства заняты не отдельные мастера, а целый коллектив, что может усугублять ситуацию. Но те крайние проявления конфликтов, свидетелями которых мы стали, никак нельзя объяснить «особенностями жанра».

Алексей Ратманский

Пожалуй, наиболее емкое и четкое определение ситуации дал бывший художественный руководитель балетной труппы Алексей Ратманский. Хореограф, который после ухода из ГАБТ успешно занимается постановками в Нью-Йорке и европейских столицах, обратил внимание, что системной проблемой Большого театра в последние годы является «отсутствие театральной этики».

 

«Несчастье с Сергеем Филиным — не случайность. Многие болезни Большого — омерзительная клака, водящая дружбу с артистами, спекулянты и перекупщики билетов, полусумасшедшие фанаты, готовые перегрызть горло соперникам своих кумиров, циничные хакеры, вранье в прессе и скандальные интервью сотрудников — это один снежный ком. И ему причина — отсутствие театральной этики, которая разрушалась в Большом постепенно, конкретными людьми. Вот настоящая беда этого великого театра», - заключил он.

Своекоштный Петр
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).