будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Культура
Идлис Юлия

Космос как космос

Космос как космос
kosmos

Алексей Учитель - хороший пример того, как просыпаются знаменитыми. Начиная с "Дневника его жены", снятого в 2000 году, каждая его картина участвует в Московском международном кинофестивале, постепенно зарабатывая своему создателю статус одного из немногих "фестивальных" российских режиссеров. Своего рода разделение труда: Александр Сокуров ездит в Канны, а Алексей Учитель остается в Москве.

При этом "Космос как предчувствие" - всего лишь четвертая игровая картина режиссера, пришедшего на широкие экраны из документального кино. Так что "мэтром" российского кино его можно назвать лишь с натяжкой: скорее, молодым экспериментатором. "Почему-то считается, что я снял уже миллион картин, - пожаловался Учитель на пресс-конференции, посвященной его фильму. - На самом деле я снимаю всего лишь четвертую игровую картину, мне еще все интересно".

Может быть, именно в силу этого "неофитского" интереса Учитель снял фильм, перпендикулярный устремлениям большинства его создателей. Александр Миндадзе написал сценарий, в котором советский официоз и уродливые признаки режима – всего лишь берега, в которых волнуется большое море человеческой жизни – красивой и некрасивой, странной, смешной, трогательной и несчастной. Алексей Учитель изменил финал, добавив в него кадры кинохроники: именно советским официозом – встречей Гагарина и Хрущева – и венчается фильм.

Оператор картины Юрий Клименко пытался превратить советские реалии в кино-абстракцию: «Эта эпоха уже так далеко, что превратилась в некую кинематографическую форму», - сказал он на пресс-конференции. Алексей Учитель снял фильм, в котором обшарпанные стены «Столовой №3», выкрашенные шершавой грязно-синей краской, так реальны, что их можно потрогать руками.

Художник-постановщик Вера Зелинская пыталась найти «не плохое, а только хорошее» в поздних пятидесятых: «Мы искали восторг того времени, а не жалкие остатки пятидесятых годов». Алексей Учитель в итоге снял фильм, который сочится холодной ненавистью к Советскому Союзу. Той же ненавистью, какую, наверно, испытывал Остап Бендер к поселку Шепетовка, о который, как известно, разбиваются волны Тихого океана.

Действие фильма происходит в маленьком портовом городке на границе СССР с Норвегией. Повар местного ресторана Конек (Е. Миронов) и официантка того же ресторана Лара (И. Пегова) любят друг друга; Конек даже хочет жениться. Но тут появляется Герман (Е. Цыганов) – неизвестный, который боксирует как кандидат в мастера спорта, «закаляется в северных морях», учит фразу «ай сык политикал асайлум» («мне нужно политическое убежище» по-английски) и слушает «Голос Америки» на контрабандном транзисторе. И все ломается: Конек женится не на Ларе, а на ее сестре Римме, Герман уплывает ночью в море и тонет, пытаясь добраться до норвежского корабля, а Юрий Гагарин летит в космос.

Советское время в фильме – это время невинности, но Учитель показывает эту невинность почти как тяжелую стадию идиотизма. Герои мучительно пытаются произнести слова и овладеть понятиями, которые уже давно стали частью лексикона «нормального человека». Как называется человек, который знает много языков? Как называется мужчина, которому нравятся мужчины? Рассказывая Коньку о Германе, Лара в ужасе произносит: «Он меня поцеловал туда…» - и Конек все равно ничего не понимает. Как, впрочем, и Лара.

В Советском Союзе не было секса, полиглотов, «пидарасов» - одни деревянные бараки, пустыри и холодный туман. «Космос как предчувствие» снимался в Волхове и Связьстрое; по словам Алексея Учителя, маленький городок Связьстрой оказался одной большой декорацией, в которой еще с советских времен почему-то живут люди. «Это город, состоящий из двухэтажных деревянных бараков, - рассказывает режиссер. – Декорации, построенные на Мосфильме, - это детский лепет по сравнению с тем, что мы увидели, когда въехали туда».

Фильм оставляет ощущение тюремного пространства, хотя собственно тюрьмы там нет: Герман мельком упоминает, что сидел вместе с «политическим» - и все. Однако из этого пространства, укутанного туманом и холодом, вырваться почти невозможно. Поэтому все мечтают. Те, что поромантичнее – о полетах на Луну. Те, что попрактичнее – о том, чтобы поехать послом в Бразилию. А совсем уже безнадежные – о том, чтобы достать где-нибудь ласты и уплыть в Норвегию.

Визуально фильм немного похож на «Хрусталев, машину!»: тот же туман, искривляющий пространство кадра, те же серовато-белые цвета – пепел, которым присыпана жизнь приморского городка. И сквозь все это шумно дышит индустриальная природа: скрипят качели, гудят корабли, воют сирены, клацают железные цепи. Городок полон самых странных звуков, из-за которых кажется, что место это живет своей жизнью, отдельной от жизни людей, его населяющих.

Забавно, что одного из двух героев зовут Германом. Все фильмы о советском прошлом, снятые после 1998 года, вышли «из шинели» Алексея Германа с его «Хрусталевым». Поэтому сцена, когда юный Гагарин в поезде говорит о «прогнозе Циоловского», а Конек ему – о «прогнозе Германа», вызывает по меньшей мере улыбку.

На этой сцене – на шнурке, который развязывается у юного Гагарина в поезде – фильм, по-хорошему, должен был и закончиться. Но Учитель не останавливается на этом «камерном» и очень тонком финале, а показывает знаменитую кинохронику – Гагарин со шнурком на ковровой дорожке, подбегающий к машине человек с букетом, из которого с помощью компьютерных технологий сделали Евгения Миронова… Режиссер как будто не доверяет зрителю, который может оказаться слишком молодым, чтобы опознать Гагарина в молодом летчике по имени Юра, у которого все время развязывается шнурок на правом ботинке. Может быть, это и хорошо: ведь должно же, наконец, появиться поколение, которое не знает наизусть гимн СССР, советскую кинохронику и историю КПСС.

Но у зрителя, который знает, финал фильма вызывает ощущение «а это для тех, кто еще не понял». Это понятное стремление документалиста – влезть в историю, подбежать с цветами к машине, на которой едет исторический персонаж, подать ему цветы, крикнуть: это я, помнишь? И именно эта документалистская угодливость эмоционально убивает фильм, превращая его из вневременной истории про ученика и учителя, про слабость и силу, про терпение и ожидание чуда – в еще одну картину о стыдном, но родном советском прошлом, в еще одно стилизованное ретро. Хотя и очень талантливо сделанное.

Фото с сайта www.art-agentur.com

Идлис Юлия
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).