будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура

Кремль превратится в общедоступное пространство

Кремль превратится в общедоступное пространство
VGTRK2

В июле началась реконструкция основной сцены Большого театра. Одним из авторов этого проекта является архитектор Михаил Хазанов. Разговоры о проекте отодвинули на задний план любопытный факт: интеллектуал, интеллигент и потомственный москвич Михаил Хазанов неожиданно для всех стал государственным архитектором. Кроме реконструкции Большого, в его «портфеле» - новые здания мэрии Москвы и Правительства Московской области, проектирование нового здания государственной медиакорпорации ВГТРК, а также реконструкция Государственного центра современного искусства. О том, что значит работать с властью и для власти, Михаил Хазанов рассказывает Александру Змеулу.

Михаил Давидович, во-первых, поздравляю Вас с присуждением на АРХ-МОСКВЕ звания Архитектор года. Во-вторых, расскажите, как все-таки Вам удалось стать государственным архитектором? Неужели что-то резко изменилось в Вас или в государственных представлениях об архитектуре?

Москва в последнее время продемонстрировала большое разнообразие архитектурных направлений, но такого мощного выплеска энергии, который произошел в 20-е годы, к сожалению, больше не было. Для появления свежих идей создания новых форм, новой архитектуры, очевидно, нужны не только внешние условия востребованности новых направлений, а гораздо более глубокие процессы внутри общества.

Новая эра в архитектуре была подготовлена, конечно, техническими, технологическими, промышленными «прорывами» конца XIX века, но только в революционной России архитектурный Авангард впервые фактически на 15 лет стал чуть ли не официально «Большим стилем» огромного государства.

Второй шанс стать архитектурной «столицей мира» у Москвы появился в конце 80-х годов, во времена больших ожиданий, надежд, иллюзий периода перестройки. В ситуации 1991 года, в эпоху было пробудившейся высокой общественной энергии, казалось, в архитектуре вот-вот должно возникнуть нечто радикально новое, что возбудит свежими идеями чуть ли не весь цивилизованный мир.

Тем не менее, этого не случилось. Почему?

Общество, власть, архитекторы – все оказались тогда еще не готовы к масштабному сдвигу сознания, к изменению привычного советского образа мысли, стиля жизни: история вообще дважды не повторяется. Как водится – «сначала трагедия, потом – фарс». Не появилось ни новых идей, ни новых направлений: все скатилось к спекулятивным, имитационным формам, к симуляции революционного сознания.

В архитектуре начала 90-х было очень много чего: практически существовали уже все сегодняшние направления, но при всем их пестром многообразии явно различимы были две линии.

Первая (скорее «бумажная», нежели реальная) декларировала инновационный путь развития: не оглядываясь назад, следует как можно быстрее интегрироваться в мировую архитектуру, чтобы продолжить движение вперед уже в русле общекультурного интернационального мейнстрима. Второй (практичной, более конъюнктурной, а потому надолго всех устроившей) линии архитектор Борис Еремин дал название "ретроразвитие".

За 15-20 лет было пройдено то, на что в других странах ушло целое столетие: от первых «новорусских», наивно-купеческих особняков, «дворцов», «замков» до архитектуры высоких технологий.

Тем не менее, "ретроразвитие" по-прежнему многих устраивает.

Постмодернизм, неоисторизм были и остаются востребованы не только по ностальгическим, вкусовым, популистским мотивам – просто они оказались наиболее удобными для быстрой и эффективной реализации в условиях избыточного количества дешевой рабочей силы и технической невооруженности строительных фирм, кооперативов, бригад. Добавьте к этому наши обычные проблемы – сложный климат, транспорт, низкая квалификация всех и вся; к тому же, за историческими декорациями легче скрыть дурное качество работ.

Высокие строительные технологии к нам приходят, но всерьез не приживаются: стоят дорого, требуют обученного персонала, а часто – специальной адаптации к нашим условиям. Ручная работа до сих пор практически дармовая – гастарбайтеров сколько угодно, простые строительные материалы – не проблема. Заказчику, который запрограммирован экономить «на всем», очень трудно объяснить, что без серьезных новых технологий ощутимый прогресс в архитектуре вряд ли ожидается. А нужен ли он ему?

Есть ли какая-то сверхидея в тех новых зданиях, которые сейчас появляются в Москве?

Основное направление – обращенность в будущее, максимальная адаптируемость, изменяемость, открытость к будущим трансформациям. Необходимость этого, по-моему, поняли наконец уже все. Жалко, что это произошло не 10-12 лет назад, потому что таких шальных денег, как тогда, в стране уже нет, и кидаться так бюджетами, кредитами, зачетами, как в середине 90-х годов, никто сегодня не будет. Более того, все то, что можно сделать дешевле, стараются сделать еще дешевле. Как правило, в ущерб архитектуре.

Думаю, в архитектуре мы только начинаем движение в правильном направлении после затянувшейся стагнации. У меня есть ощущение, что миллениум сделал свое дело – в архитектуре начались какие-то сдвиги. Чем вообще XXI век от XIX отличается? Как в XIX столетии достаточно механистично строгали сандрики, портики, приставные фасады, декорированные коробки, так и в ХХ веке продолжали. Неужели в XXI веке тоже так будет? Надоело, пора уже сделать следующий шаг.

В головах многих, в том числе и чиновников, как мне кажется, существует некий образ правительственного здания – монументальный, солидный. Своими проектами вы пытаетесь переломить этот сложившийся стереотип?

Если говорить о репрезентативных зданиях, то здесь все проблемы еще интересней, ярче, сложнее: конъюнктура, культура, политика, экономика, идеалы, реалии – всего в избытке. Репрезентативность подразумевает некий консерватизм, умеренность, усредненность, даже – анонимность в архитектурных решениях. Любая власть, будь то царь-реформатор, будь то даже «ревком» или Лига Наций – в известной степени несколько умереннее какой-либо уж совсем радикальной оппозиционной силы.

В быстроизменяющемся мире архитектору всегда легче и безопасней «выпасть» из своего времени, чем от него хотя бы немного отстать. Объекты, о которых мы говорим, достаточно заметны в пространствах наших городов и появляются на волне всплеска общественного интереса, но имеют стабильную тенденцию превращаться со временем в своего рода символы прошедшей эпохи. Здание Думы (позже – музей Ленина), первый конструктивистский Моссовет на Красных воротах (позже – здание МПС), Совмин, нереализованный Дворец Советов, реконструированный сталинский Моссовет, хрущевский Дворец Съездов, брежневский Белый дом – классические портреты своего времени, зеркальное отражение ее идеалов, устремлений, противоречий.

Но наша профессия слишком амбициозна, чтобы вот так просто вписаться в сферу бытовых услуг (в которую нас, тем не менее, упорно направляют). Достаточно строптива, чтобы полностью отказаться от чего-то субъективного, иррационального, от экспериментов, каких-то фантазий – от всего того, что делает архитектуру – искусством.

Другая сторона архитектурной ответственности - то, что в силу наших давних традиций любое принятое «наверху» решение, пусть даже оно касается исключительно архитектурно-стилевой ориентации, для многих начальников «на местах» - некий сигнал, «директива», эталон.

Вы говорите про консерватизм власти, но можно вспомнить Президента Миттерана с его Большими проектами в Париже – от Лувра до де Фанса.

Хороший пример. Власть тогда захотела быть модной, прогрессивной, демократичной. В этом, очевидно, был главный смысл Больших проектов. Франция напомнила тогда миру о себе, сообщила о своей предрасположенности к прогрессу, к тому, чтобы не только идти в ногу со временем, но и постараться обогнать его.

Понятно, что быстро возведенные сооружения такого масштаба, такой значимости, исполненные в остросовременных решениях, – не только памятник миттерановской эпохе, но, возможно в большой степени послание, обращенное в будущее. Интересно, что Большие проекты Парижа, по существу инициированные французским правительством, сегодня еще морально не устарели, хотя уже не кажутся такими авангардными, яркими, дерзкими, какими представлялись тогда жителям Парижа.

У нас же, как всегда, сложности с инновациями, а консервативным направлениям – зеленая улица. Свою роль, конечно, сыграла и идея «ретроразвития», сформировавшая на время подобие «госстиля». Это отчетливо видно на примере реконструкции Большого Кремлевского Дворца или Стрельнинского дворцово-паркового ансамбля.

Вы чувствуете диктат со стороны заказчика?

В сроках проектирования – безусловно, во «вкусовых» вопросах пока что не чувствую. Есть пожелания, замечания, но все весьма корректно – обходится без какого-либо давления, морального прессинга.

Может быть, мне так везло в жизни, но ни на одном из объектов, которыми когда-либо занимался, не встречал настоящего произвола заказчика, поэтому жаловаться на это было бы несправедливо. С другой стороны, я знаю, что мои коллеги с этим достаточно часто сталкиваются.
 
Есть ли сходство или принципиальная разница в проектировании правительственных объектов в Москве и в Московской области?

Если рассматривать репрезентативные объекты в Москве и в области, то они абсолютно разные. Комплекс административных зданий Мосгордумы и Правительства Москвы, строящийся в деловом центре «Москва-Сити» – точечная высотная мегаструктура, стоящая на плоской площадке, а административно-общественный центр Московской области – объект небольшой этажности, но достаточно протяженный - строится на крутом склоне у Москвы-реки.
Москва-река – главная водная магистраль, «пространственный хребет» агломерации. Со строительством новых объектов река получит еще дополнительную смысловую нагрузку, повышающую ее и без того высокий моральный ценз.

Очень важная, возможно главная задача для всей агломерации – вывод административных функций из зоны исторической застройки. По-моему, оба проекта своевременны уже из-за того, что значительно разгружают центр столицы. Вообще ни экологические, ни транспортные проблемы Москвы и Московской области не решить без вывода части столичных функций из мест, которые сейчас занимают соответствующие учреждения.

Думаю, что в недалеком будущем даже Кремль с его соборами, дворцами, музеями превратится в постоянно открытое общедоступное пространство. Станет местом государственных торжеств, городских праздников, парадных гуляний, а где-то под Москвой будет выстроен новый суперсовременный Правительственный центр России.

На фото - проект нового здания ВГТРК (арх. - Михаил Хазанов)

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).