будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Киношкола им. МакГаффина
Май 14, 2025
Культура

Кризис кинозрителя

Кризис кинозрителя
hot_1
Владимир Хотиненко.. Источник: Энциклопедия отечественного кино

В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открывается экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. Режиссер, актер, сценарист, руководитель одних из самых успешных режиссерских мастерских во ВГИКе и на ВКСиРе Владимир Хотиненко отвечает на вопросы "Полит.ру".

Владимир Иванович Хотиненко окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Н. Михалкова, 1981). Заслуженный деятель искусств РФ (2001). Народный артист РФ (2010). Режиссер фильмов “Поп”, “1612”, “Гибель империи”, “72 метра”, “Рой”, “Один и без оружия” и многих других.

 

Владимир Хотиненко(слева) на съемках фильма «Рой».
Фото: Энциклопедия отечественного кино

 

Редакция "Полит.ру": Российское кино в кризисе – согласны ли вы с этим утверждением? Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать? 

Владимир Хотиненко: Не только российское кино испытывает кризис, это касается мирового кино в целом. Думаю, это кризис культуры, системный кризис современного общества. Говорить о кино в отрыве от культуры невозможно.

Все просто. Деньги победили на сегодняшний день окончательно, более того, деньги диктуют не просто вкусы, а эстетические нормы, по сути став критерием искусства.

Р.: Зритель смотрит плохое кино, а кинодеятели снимают некачественное кино, потому что его смотрит зритель. Как разорвать этот замкнутый круг?

В.Х.: Перестроечное поколение ненавидит отечественное кино. Я правильно употребил термин "ненавидит".

Некачественное кино – не причина. Живя в своей стране, люди должны высказываться не агрессивно, но высказываться заинтересованно, проявлять участие. У нас же – сплошное неприятие и агрессия. Что меня поразило: Сокуров получает давно заслуженного «Льва» в Венеции. Никто кино еще не видел, включая меня, мне очень интересно. Открываю Интернет, и что там пишет интернет-сообщество?! Они вылили уже уйму дерьма на эту картину. Что же говорить о других фильмах? Это непорядок социальный и культурный, общая невоспитанность. Индусы любят свое кино и все тут. Наша публика разлюбила российское кино.

Что касается зрителя, то я никогда не рисовал портрет идеального кинозрителя, но в моем спектре не хватает молодежи.

Р. :Кинообразование – каким оно должно быть? Нужно ли что-то менять в системе профессионального образования?

В.Х.: Главное – не впадать в крайности. Можно, конечно, вспомнить исключения из правил, выдающихся самоучек. Ф.М. Достоевский и граф Толстой не получали литературного образования, очень многие не получали профессионального образования. Кино – это индустрия, литература и живопись – нет. Не дай бог, если кому-нибудь придет в голову, что образование не нужно. Если забыть, что кино – индустрия, жизни не будет ни для элитарного кино, ни для массового, грохнется все и на этом все закончится. Эта сфера требует профессионально подготовленных людей, а дальше уже появляются мейнстрим, арт-хаус и все остальное.

Каждый человек делает выбор: получать образование или быть самоучкой. Я недавно был в жюри фестиваля "Евразия", которое возглавлял Ким Ки Дук, не последний человек в кино. Он говорит: "Я не получал образования". Но он не кичится этим. "Но я – человек труда", - добавляет он. Он прошел сложную школу жизни и вызрел как мастер.  

У каждого человека без профессионального кинематографического образования есть своя биография. Но это – разговор об островах, а кино – это континент.

Я не говорю, что ВГИКовская система не имеет недостатков. И я был бы за то, чтобы кто-то предложил альтернативу ВГИКу. Но в основном сегодня все нападки на институт имеют в той или иной степени демагогический характер.

Р.: Если бы вас попросили прочитать лекцию о кино для кинозрителей, какую тему Вы бы выбрали?

В.Х.: "Азбука кинематографа" - такую тему я бы выбрал.

Р.: Что такое МакГаффин?

В.Х.: МакГаффин – это мистическая составляющая, тайна, непознаваемая, непознанная. Это придумка, без которой нельзя начинать работу.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).