В ноябре в Москве, в кафе-клубе «ПирО.Г.И. на Сретенке», открывается экспериментальный кинокампус имени МакГаффина. «Полит.ру» и «Киношкола им. МакГаффина» приглашают разобраться в кинохаосе, поговорить о кино с теми, кто его делает, познакомиться со всеми творческими кинопрофессиями, а также смотреть кино, знать о кино. Режиссер, актер, сценарист, руководитель одних из самых успешных режиссерских мастерских во ВГИКе и на ВКСиРе Владимир Хотиненко отвечает на вопросы "Полит.ру".
Владимир Иванович Хотиненко окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Н. Михалкова, 1981). Заслуженный деятель искусств РФ (2001). Народный артист РФ (2010). Режиссер фильмов “Поп”, “1612”, “Гибель империи”, “72 метра”, “Рой”, “Один и без оружия” и многих других.
Редакция "Полит.ру": Российское кино в кризисе – согласны ли вы с этим утверждением? Какие основные проблемы современного российского кино вы можете назвать?
Владимир Хотиненко: Не только российское кино испытывает кризис, это касается мирового кино в целом. Думаю, это кризис культуры, системный кризис современного общества. Говорить о кино в отрыве от культуры невозможно.
Все просто. Деньги победили на сегодняшний день окончательно, более того, деньги диктуют не просто вкусы, а эстетические нормы, по сути став критерием искусства.
Р.: Зритель смотрит плохое кино, а кинодеятели снимают некачественное кино, потому что его смотрит зритель. Как разорвать этот замкнутый круг?
В.Х.: Перестроечное поколение ненавидит отечественное кино. Я правильно употребил термин "ненавидит".
Некачественное кино – не причина. Живя в своей стране, люди должны высказываться не агрессивно, но высказываться заинтересованно, проявлять участие. У нас же – сплошное неприятие и агрессия. Что меня поразило: Сокуров получает давно заслуженного «Льва» в Венеции. Никто кино еще не видел, включая меня, мне очень интересно. Открываю Интернет, и что там пишет интернет-сообщество?! Они вылили уже уйму дерьма на эту картину. Что же говорить о других фильмах? Это непорядок социальный и культурный, общая невоспитанность. Индусы любят свое кино и все тут. Наша публика разлюбила российское кино.
Что касается зрителя, то я никогда не рисовал портрет идеального кинозрителя, но в моем спектре не хватает молодежи.
Р. :Кинообразование – каким оно должно быть? Нужно ли что-то менять в системе профессионального образования?
В.Х.: Главное – не впадать в крайности. Можно, конечно, вспомнить исключения из правил, выдающихся самоучек. Ф.М. Достоевский и граф Толстой не получали литературного образования, очень многие не получали профессионального образования. Кино – это индустрия, литература и живопись – нет. Не дай бог, если кому-нибудь придет в голову, что образование не нужно. Если забыть, что кино – индустрия, жизни не будет ни для элитарного кино, ни для массового, грохнется все и на этом все закончится. Эта сфера требует профессионально подготовленных людей, а дальше уже появляются мейнстрим, арт-хаус и все остальное.
Каждый человек делает выбор: получать образование или быть самоучкой. Я недавно был в жюри фестиваля "Евразия", которое возглавлял Ким Ки Дук, не последний человек в кино. Он говорит: "Я не получал образования". Но он не кичится этим. "Но я – человек труда", - добавляет он. Он прошел сложную школу жизни и вызрел как мастер.
У каждого человека без профессионального кинематографического образования есть своя биография. Но это – разговор об островах, а кино – это континент.
Я не говорю, что ВГИКовская система не имеет недостатков. И я был бы за то, чтобы кто-то предложил альтернативу ВГИКу. Но в основном сегодня все нападки на институт имеют в той или иной степени демагогический характер.
Р.: Если бы вас попросили прочитать лекцию о кино для кинозрителей, какую тему Вы бы выбрали?
В.Х.: "Азбука кинематографа" - такую тему я бы выбрал.
Р.: Что такое МакГаффин?
В.Х.: МакГаффин – это мистическая составляющая, тайна, непознаваемая, непознанная. Это придумка, без которой нельзя начинать работу.