Данил Файзов (проект «Культурная Инициатива»), ведущий вечера: Добрый вечер. Мы благодарны всем, кто сегодня пришел. Проект «Культурная Инициатива» продолжает свою программу. Сегодня здесь в клубе «Проект ОГИ» проходит вечер из цикла «Отцы-основатели. Встречи с пионерами «Рунета», который проект «Культурная Инициатива» проводит вместе с сайтом «Полит.ру» и клубом «Проект ОГИ». В этом цикле за время существования, то есть уже около года, выступили такие знаменитые персонажи, как Антон Носик, Роман Лейбов, Максим Мошков, Юля Фридман и Михаил Вербицкий, Артемий Лебедев, Демьян Кудрявцев и многие другие прекрасные люди. Сегодня у нас в гостях Леонид Делицын – человек легендарный, человек, создавший первый Интернет-литературный конкурс «Тенета». Я думаю, о своих проектах на заре существования Рунета он расскажет лучше, чем я.
Леонид Делицын: Спасибо. Добрый вечер, все присутствующие. Я расскажу о том периоде в истории российского Интернета, в котором я участвовал. Это время с 93 по 98-й годы в основном. И время тогда для нас шло быстро. Казалось, что событий много. Те, кто начал что-то делать в 94-м году, в 95-м, – вот это настоящие ветераны. Те, которые появились на несколько месяцев позже, это как будто бы уже новая публика и молодые люди. Так тогда это все казалось.
С чего, собственно, началось все для меня? Первое время Интернет был просто инструментом для обмена почтой. Это было очень полезно, было очень удобно. Ну, в общем, электронная почта заменяла почту. Существовали ньюс-группы. Вот, как рассказал Данил, здесь выступал уже Миша Вербицкий. Миша Вербицкий был одной из звезд так называемого «Юзнета». Usenet – это были новостные рассылки, напоминающие сегодняшние, как вот «ЕЖЕ» лист, представителей которого я здесь вижу, с которым я тоже многие годы связан. И это был единственный способ массового общения, общения достаточно хаотического, без какой-либо четкой цели, без каких-либо четких тем. Люди просто болтали обо всем, что приходило им в головы. Тогда же возникали и первые звезды.
Ну, первое время, конечно, эти новостные группы были малочисленные и не привлекали особого интереса. Потом, к концу 93-го года, по-видимому, на них были подписаны сотни или тысячи людей. Там появились свои звезды, вот как упомянутый Михаил Вербицкий. Стало интересно читать. Люди стали публиковать там «все на свете». Кто-то - приглашение сходить вечером в бар, кто-то - свои стихи, кто-то - романы. Хотя основные темы были, конечно, - политика и национальный вопрос. Так я стал потихоньку собирать то, что туда сбрасывалось. У меня набралась коллекция, а потом появился собственно Интернет. В общем, Интернет и так существовал в то время, хотя и недавно, но был мало распространен, о нем мало кто знал. Однако вот к 94-му году о нем узнал в том числе и я, то есть он уже распространился за небольшие пределы своих создателей и разработчиков. Тогда появились первые сайты в количестве нескольких сотен, стало распространяться руководство по языку HTML, возникло искушение сделать сайт и на нем выложить то, что было собрано. Так стали возникать первые российские сайты.
Существуют споры, кто сделал первый сайт. Может быть, это был Андрей Себрант, может быть - Вадим Маслов. Там выкладывалась всевозможная полезная информация. И где ни брось зерно, всегда что-нибудь произрастало. Можно было сделать сайт абсолютно на любую тему, и он был бы первым. Так я выложил свой архив и объявил это первым российским литературным сайтом. Он был ужасен по нынешним временам. У него отсутствовал дизайн. Дизайна тогда, собственно, вообще не было. Первый дизайн появился, наверно, в конце 94-го – в 95-м году. Тогда же появились дизайнеры. По-видимому, это было связано с тем, что в языке HTML появились таблицы, появилась разметка. И надо сказать, первые сайты с дизайном производили шокирующее впечатление. Ничего более прекрасного я не видел. И вот Демьян Кудрявцев, который приходил сюда, по-видимому, читать свои стихи, он был один из первых дизайнеров.
Данил: Не стихи. Он как раз рассказывал, как он видит газету будущего, вообще как вот по форме бумага, но она будет электронная и так далее. Стихи он читал в других случаях. А тут он говорил именно как один из основателей «Рунета».
Л. Д.: Вот Демьян был создателем одного из первых поэтических журналов. И это был первый журнал, который был более или менее профессионально сделан. В частности, там были совершенно замечательные иллюстрации, которые нарисовал сам Демьян. Постепенно появилось некоторое количество литературных сайтов. Качество их было разнообразным. Диапазон их был очень широк: от совсем никудышных до вполне профессиональных, серьезных.
Одним из первых проектов, в которых мне пришлось участвовать, это был колоссальный проект Романа Лейбова «Роман», гипертекст. Как все, что создано в России, он был огромен. Он превосходил все существующие тогда гипертексты по объему. Работало над ним интенсивно человек, наверно, пять. Мы сами писали, сами программировали, сами создавали новые виды гипертекста, как нам тогда казалось. Правда, они не получили широкого распространения. Нынешний гипертекст по своим выразительным возможностям достаточно стандартизован. Наверно, именно поэтому им пользуется так много людей. А мы пытались сделать вот несколько необычный гипертекст, и писали этот роман. На несколько месяцев нам этого занятия хватило. Роман наш разбух.
А потом я воткнулся на сайт литературного конкурса. Конкурс этот был сделан в Америке. Автором этого проекта был Джеф Карлсон, дизайнер, который временно сидел без работы. И так же, как наш Артемий Лебедев, создавал сайты своим друзьям. У Джефа Карлсона была мечта создать альманах лучших американских рассказов, которые должны были бы быть опубликованы он-лайн по образцу сборника лучших американских рассказов; он сам был поклонником короткой американской прозы. Три года Джеф проводил этот конкурс. Он приглашал известного писателя или журналиста, который был судьей, а все существовавшие тогда на тот момент электронные журналы, которые находились в поле зрения Джефа, присылали ему рассказы. Среди рассказов были как совсем слабые, так, в общем-то, и недурные, интересные. По образцу этого проекта я решил сделать что-нибудь такое же. И мне удалось собрать команду для работы этого первого нашего конкурса. В команду входили Антон Носик, Демьян Кудрявцев, Роман Лейбов, Валерий Колпаков, который руководил тогда невероятным по тем временам проектом «Кулички». Наверное, наиболее известным порождением этого проекта были «Анекдоты из России», которые редактирует Дмитрий Вернер и по сей день. Но, кроме того, в «Кулички» понабили еще массу разных других развлекательных литературных проектов. Дмитрий Манин, математик-программист и литератор, тоже входил тогда в нашу группу. Он пришел из лейбовского «Романа». И другие замечательные люди. Один сайтер и один представитель в нашем вот этом самими нами собранном оргкомитете был россиянин, точнее, это была девушка Светлана Занобух. Она работала в Перми у провайдера. Она создала сайт «Невод», на котором публиковала работы уральских авторов.
Так появился конкурс. С целью раскрутки мы провели его сначала ретроспективно за предыдущие 2 года – 94-й и 95-й. Мы собрали почти 100 работ в 96-м году. Это было колоссальное по тем временам, как нам казалось, мероприятие. В жюри мы пригласили профессиональных литераторов, которые нам тогда были доступны. Это были Сергей Кузнецов, и Александр Житинский, и Илья Кукулин, по-моему.
Данил: Житинского мы планируем пригласить, он согласен. Просто в его ближайший приезд он обязательно придет.
Л. Д.: Среди участников был Дмитрий Александрович Пригов. То есть уже тогда некоторые авторы начинали публиковаться во всемирной паутине и исследовали этот новый для себя способ публикации.
Данил: А вот вопрос по ходу, кто еще из литераторов, которые сейчас считаются профессионалами, в этом участвовал? То есть я могу, конечно, вспомнить фамилии. Левин, Строчков, Татьяна Милова. А кто еще?
Л. Д.: Это все было позже, в период расцвета мероприятия. Бахыт Кенжеев, наверно, был среди тех, кто были участниками самого первого конкурса. Я имею в виду 96-й год. После того, как прошел этот первый год, разделились мнения о том, как надо проводить мероприятие. Александр Николаевич Житинский решил профессионализовать этот конкурс. Он собрал серьезную команду. Он привлек в жюри знаменитых литераторов старшего поколения во главе с Борисом Стругацким. Там были привлечены Андрей Битов, Михаил Чулаки, Виктор Кривулин и довольно много известных писателей, редакторов, руководителей журналов. Так мы разделились на несколько групп и начали конкурировать между собой. Начали отстаивать свои подходы. Скажем прямо, большинство из нас, пытавшихся тогда создавать проекты, создавали их не в той области, где были компетентны. Это была та самая ситуация, когда пироги печет сапожник, а сапоги тачает пирожник. Поэтому мы, представители естественных технических наук, почему-то руководили литературными конкурсами, и, соответственно, наша идеология была во многом дилетантской, сильно политизированной и непрофессиональной, конечно. Поэтому разногласия возникли быстро. Для борьбы с Житинским мы привлекли Дмитрия Кузмина, который…
Данил: Это была провокация?
Л. Д.: Да. Который собрал жюри для конкурса «Тенёта-98». Это был, конечно, проект, связанный с самым сильным накалом эмоций и страстей. Достаточно сказать, что по ходу я вылетел из него - и из оргкомитета, и из всех остальных структур, которые были при нем образованы. И потом через год только мне удалось туда вернуться. И, наверно, это было время наибольшего расцвета, потому что конкуренция приносит определенные плоды. Со всех сторон были привлечены известные, перспективные литераторы. Очень много молодых людей тогда появилось, и талантливых. Определенная волна, конечно, авторов пришла в тот период. Проклятием и наказанием конкурса Александра Николаевича Житинского стал роман Баяна Ширянова «Низший пилотаж». Этот роман, конечно, нанес и моральную травму, наверное, и душевное потрясение как организаторам, так и большинству участников. Но это же и сделало нашу жизнь интересной, увлекательной и полной драматических событий. Все, что было дальше, это было, конечно, развитие, расширение, надстраивание, может быть, конструктивное, может быть, неконструктивное. И так постепенно, на мой взгляд, тот период литературоцентричности российского Интернета постепенно закончился. И, конечно, пришло время других проектов.
В 98-м году возникли первые профессиональные сайты, такие как «Газета.ru», которой руководил Антон Носик, потом другие его проекты. Расцвел, рос здесь бизнес-консалтинг после дефолта. И пришли люди, более ориентированные уже на бизнес, может быть, менее привязанные собственно к литературной жизни Интернета.
По ходу этих событий для обеспечения пропитания конкурсу я открыл в России первую баннерную сеть. Тогда мне казалось совершенно невозможно на этом нажиться. Мне казалось, что баннерная сеть - это совершенно убыточное мероприятие, которое возникло благодаря «золотой лихорадке». А все-таки 96 – 97-й год – это время наибольшего размера, расцвета, раздувания Интернет-пузыря. Тогда все бредили миллионами и крупными проектами, приблизительно так, как сейчас это происходит в России, когда возникает огромное количество новых проектов и все мечтают быстро стать миллионерами. Поэтому я надеялся обогатиться на «золотой лихорадке», создать движок для баннерных сетей и им торговать. Ну, у нас это не получилось.
Так или иначе, баннерные сети потом некоторое время существовали. Вообще сейчас, глядя назад, я понимаю, что у каждого продукта, у каждого мероприятия есть свой жизненный цикл, который рано или поздно заканчивается. И искусство бизнесмена состоит в том, чтобы выжать максимум из этого цикла, и при этом не обязательно бежать впереди паровоза.
Теперь что касается «ЕЖЕ-движения». В 97-м году возле «Zhurnal.ru», который издавал Дмитрий Ицкович и который сконцентрировал вокруг себя известных, популярных и влиятельных Интернет-деятелей, таких, как Евгений Горный, Михаил Якубов, Роман Лейбов - потом эта команда, создавала «Полит.ру», - появился молодой человек, увлеченный игрой «Что? Где? Когда?», Александр Малюков. Он пришел ко мне посоветоваться, что бы такое интересное сделать, чего еще не было. У него была идея развивать сайт «Что? Где? Когда?», который он поддерживал, по-моему, на сайте «Zhurnal.ru». Я тогда думал в основном, как заработать денег, чтобы пропитывать «Тенёта» и другие проекты. И вспомнил, что у нас нет ничего похожего на список рассылки для распространения пресс-релизов. И мы решили сделать список рассылки, принимать туда пресс-релизы, читать их и распространять дальше. Так возник этот список рассылки, который, однако, никогда не принимал этих пресс-релизов и категорически их выплевывал, если кто-нибудь пытался их туда запустить. Лист этот очень быстро зажил своей жизнью. Он стал проектом совершенно некоммерческим, вопреки тому, что я стремился создать. Александр Малюков проявил удивительные качества модератора этого вот проекта. И он занимается этим уже больше 10 лет. Больше 10 лет он поддерживает работу этого проекта, где участвуют сотни людей. И самое удивительное, что многие из этих людей популярны, влиятельны и очень известны в российском Интернете, хотя опять же у каждого человека есть, видимо, свой период привязанности к тому или иному проекту. Люди приходят, несколько лет играют в эту новую игрушку, а потом уходят. Тем не менее, лист существует и развивается по сей день.
Данил: Наверно, нужно сказать несколько слов о листе, о его позиционировании, об участниках и о текстах?
Л. Д.: Да. Мое восприятие листа таково, что он пришел на смену тому древнему Юзнету, который теперь уже не популярен. Подписчиками листа по условиям участия являются люди, которые поддерживают ежедневно обновляющиеся проекты. Это и породило само название - «ЕЖЕ-лист». То есть это список рассылки форм, куда подписываются люди, создающие ежедневно или еженедельно обновляющиеся проекты. Конечно, далеко не все подписчики листа поддерживают эти еженедельно и ежедневно обновляющиеся проекты, хотя среди них такие удивительные люди есть. Вот, например, Дмитрий Вернер, который уже в течение 10 лет поддерживает «Анекдоты из России», каждый день выпускает новый выпуск. Таких людей в российском Интернете достаточно много, что удивительно. Вот, например, Максим Мошков уже много лет руководит работой в своей библиотеке – знаменитой библиотеке Мошкова. Есть и другие, очень известные и уважаемые люди.
Форум является местом, где обсуждают свои насущные вопросы профессионалы, те, кто непосредственно занят в Интернет-бизнесе, с определенным уклоном в сторону медиа. Все-таки это не программистский форум. Он в большей степени ориентирован на журналистов, дизайнеров и продюсеров. Собственно, моя активная фаза деятельности на этом и закончилась. Наверное, в этом веке я уже сам ничего и не делал, а только наблюдал за тем, как это пытаются делать другие. Давайте перейдем тогда к вопросам.
Данил: Да. Соответственно у меня как у ведущего подобного вечера есть один вопрос, подготовленный, свой, и даже достаточно провокативный. Но для тех людей, которые только что подошли, хочется сказать, что у нас в гостях Леонид Делицын – легенда Интернета, один из отцов-основателей. А вопрос мой заключается в следующем. «Тенёта» в период своего расцвета, как и полагается любой акции, в которой задействованы литераторы, пришел к тому, что многие из участников этого конкурса времен расцвета находятся не в самых идеальных отношениях друг с другом. Как вы к этому относитесь? И нет ли мысли подготовить все-таки, собраться и возобновить, может быть, сделать апгрейд, другое название? Попробовать сделать новые «Тенёта», «Тенёта.new», что-нибудь подобное?
Л. Д.: Тут я вот что скажу о возрождении проекта. Для любого проекта, особенно некоммерческого, нужен пассионарий. Нужен движок, человек, который будет день и ночь работать в этом проекте. И выполнять 90% всей работы. И этот человек должен быть мотивирован. У него должна быть цель.
Данил: Цель и зарплата.
Л. Д.: И для такого проекта цель должна быть высокой. Человек должен верить в то, что он делает что-то правильное, очень важное и очень нужное людям. Если такого человека нет, проект потеряет драйв. Он может существовать, жить на спонсорские деньги, он может нанять сотрудников. И, может быть, они будут все в очень приличном виде поддерживать. Это возможно. Что касается…
Данил: Это большая часть литературных премий.
Л. Д.: Как большая часть литературных премий - профессиональных и, может быть, даже непрофессиональных. Что касается разногласий, раздоров, скандалов. Ну, во-первых, для литераторов, художников и людей искусства это вообще не редкость. Люди это эмоциональные и зачастую несдержанные. Это не клуб финансистов, это люди искусства, люди эмоций. Поэтому я думаю, то, что происходило, было неизбежно. Скандалы должны были существовать. Теперь я стал старше на 10 лет и, может быть, мягче вел бы коммуникации и сумел бы лучше лавировать между всевозможными авторами этого действа. Ну, что было, то было. Что касается того, чтобы это возродить? Ведь дело в том, что у меня лично, когда я это делал, было видение того, что создается новая издательская индустрия. Мне казалось, что на базе Интернет-журналов возникнет что-то новое, чего не было. Люди будут публиковаться именно он-лайн, потому что так они будут быстро приходить к читателю. Не надо ждать издания журнала, не надо это читателю, автору, журнал вообще в большей степени ориентирован на авторов. Автору не надо торчать в редакциях, не надо ждать месяцами, годами, когда выйдет его сочинение. В конце концов, это дошло до определенного абсурда, когда люди публикуют свои ненаписанные сочинения. Это на мой сегодняшний взгляд совсем не хорошо, но они это делают. Но этой новой индустрии не возникло. То есть это оказалось ошибкой. Точно так же, как литературные гипертексты не стали сколько-нибудь заметной формой искусства. Может быть, они и существуют, но общественное внимание к ним сейчас не приковано. Так и литературные события совершаются в основном традиционным путем. Издают книжки на бумаге, критика обсуждает эти книжки в журналах. Собираются литературные вечера, где люди обсуждают эти литературные произведения с помощью голоса, то есть читают их. Хотя и всемирная паутина заняла здесь, конечно, определенное место. Люди публикуются он-лайн. Тем не менее, такого радикального перехода на он-лайн, как мне это когда-то казалось, не получилось. Поэтому сам я потерял ощущение, что мы создаем новую индустрию. Мотивации же поддерживать определенные формы литературной жизни, интегрировать это в традиции у меня лично нет. Поэтому я, может быть, и не продолжил этим заниматься, с одной стороны. С другой стороны, в молодости людям вообще кажется, что они делают замечательные, великие, очень нужные дела. И кажется, что твой проект - это самый важный, самый интересный для всех проектов. Но с возрастом отношение к этому меняется. Понимаешь, что все проходит. Поэтому сейчас я совершенно не против того, чтобы этот проект возродить. Но, конечно, надо понимать, что его нельзя возродить на старой основе. Теперь этот проект должен стать частью чего-то другого.
Александр Денисенко: Мне не хотелось задавать тебе вопрос. Хотелось просто к тебе прийти и просто тебя послушать. Но один вопрос все-таки возник.
Вопрос, собственно, вот какой. Ты, наверно, поневоле следишь за явлениями литературы. Некоторые современные писатели стартовали с блогосферы. То есть он-лайн дает все-таки могучий толчок для того, чтобы автор потом мигрировал в бумажное издательство. Что ты можешь сказать об этом?
Л. Д.: Каждая такая новая форма порождала своих авторов, которые становились популярными, знаменитыми. Вот, например, Михаил Вербицкий стал известен именно этим. Уже в 93-м году он был знаменит. Это один из самых популярных, известных, уважаемых, ненавидимых авторов, которые тогда существовали. И он является властителем дум по сей день. Он так же искрометен, остроумен и зажигателен, как был. Блогосфера оказалась техническим средством, которое также позволило выразить себя в новой дневниковой форме большому числу новых авторов, очень интересных. Конкурс «Тенёта» был ориентирован в основном на традиционные формы. Хотя у нас были разделы для гипертекста и для мультимедиа, но в целом мы тяготели к традиционным формам: стихи, рассказы, романы и так далее. Блогосфера и, конечно, «Живой журнал» в первую очередь породили вот этот новый формат, и дневники стали ежедневными, они стали публиковаться. Ну, возьмем такой проект, тоже одного из наших известных людей, который с нами провел много лет, Максима Кононенко - «Mr Parker». Он написал свою довольно популярную книжку «Владимир Владимирович» фактически в форме блога. День за днем Максим публиковал истории о Владимире Владимировиче, а потом издал их в форме книжки. Будут ли новые формы? На самом деле, да, но мы не можем предсказать, какие они будут.
Александр Денисенко: А победители его конкурса, по-моему, тоже эмигрировали в бумагу. Про кота вот который писал, он не мигрировал?
Данил: Он, по-моему, кстати, нет. Вот этот, по-моему, нет.
Александр Денисенко: Потом был такой дневник Алексея, вышел, да, по-моему, он тоже издался? Ну, уже всем известный Алмат Малатов и сейчас, как его? Вот и я это забываю.
Л. Д.: Не могу понять, о ком вы?
Александр Денисенко: Минаев, Минаев, да?
Данил: Но Минаев не из Блогосферы пришел. Если Малатов точно из Блогосферы, то Минаев - это все-таки другой генезис.
Александр Денисенко: Вот этот феномен на самом деле очень интересен.
Л. Д.: Я согласен.
Данил: Хорошо. Я попробую перейти к следующему вопросу. Часть вопроса от человека по имени Дмитрий я уже задал. Нет ли у вас намерений возобновить конкурс «Тенёта»? Но вторая часть вопроса любопытна. Опишите, какой вы видите ситуацию в современной литературе, литературном процессе или как угодно, и современной же критике? Вопрос о критике мне кажется любопытным.
Л. Д.: Я долго шел к пониманию того, что критика должна быть профессиональной. Когда-то много лет назад мне казалось, что все, что мы делаем, - это критика. Мы можем выражать свои мнения, и эти мнения достойны внимания автора. Но теперь я все-таки склоняюсь к тому, чтобы оставить это поле профессионалам. Что касается литературного процесса, то, конечно, мы видим глубокую дифференциацию. Мы видим с одной стороны лотки. На лотках лежит массовая литература. С другой стороны мы видим на другом полюсе вечера, где собирается несколько десятков человек. Мы видим другие группы, столь же немноголюдные, где собираются другие авторы и читают свои тексты. Они существуют, можно сказать, даже в разных пространствах, отстаивая свои точки зрения. Меня всегда интересовали книжки, произведения, сочинения, которые были бы интересны широкому кругу людей. Они не обязательно должны были быть профессиональными текстами. Они не обязательно должны были быть важными с точки зрения развития собственно литературы. Скорее, являли бы собой комплексное явление, будучи и текстом, и высказыванием, и явлением культуры, может быть, явлением искусства. Что касается того, что происходит? Ну, такие книжки, я считаю, должны являться целью всевозможных мероприятий, вроде тех, что организовывал я. Появляются они редко. Они появляются не каждый год. Но то, что при этом течет нормальная литературная жизнь, в разных формах, жанрах и в разных направлениях, это прекрасно, потому что авторы развиваются. И я надеюсь, что каждый такой автор нас все-таки обрадует великой книжкой.
Данил: Хорошо. Следующий вопрос. Леонид, расскажите, как вам пришла идея создания рекламной сети «Спутник»? Спрашивает Владимир Ронин.
Л. Д.: Надо было кормить конкурс «Тенёта», и надо было где-то вывесить баннер. Обнаружилось, что где попало баннер вывесить нельзя, а рекламодатель требует охвата аудитории. Чтобы набрать охват аудитории, я подговорил почти все сайты того времени вывесить баннер сети «Спутник», и мы стали зарабатывать деньги.
Данил: Хорошо. Следующий вопрос. Он как раз из разряда курьезных. Скажите, пожалуйста, как вашей маме пришла в голову идея назвать вас Леонидом Леонидовичем?
Л. Д.: А это не моей маме пришла в голову, а моему папе. Это он настаивал.
Данил: Исчерпывающе. Ну, и вопрос от человека, который подписывается Р. Л. (я полагаю, что всем понятно, кто скрывается за этим ником). За что боролись?
Л. Д.: Я думаю, каждое поколение борется в определенный период своей жизни за свое право высказаться. И, мне кажется, наше поколение было достаточно счастливым. В этом плане мы высказывались достаточно свободно и друг друга слушали. Может быть, мы были даже более счастливы, чем те новые поколения, которые пришли нам на смену, потому что у них в два раза меньше такой возможности.
Данил: Хорошо. Вопрос следующий. Человек, который подписывается принц Асап Хан: каким вы видите развитие России – от Путина к Путину или?..
Л. Д.: Ну, я доверяю Сергею Миронову, который сказал, что сейчас у нас Дмитрий Анатольевич, потом 2 раза по 7 лет Владимир Владимирович, потом, может быть, опять Дмитрий Анатольевич. Так что, да, наша жизнь связана с Владимиром Владимировичем. Это на ближайшие 20 лет.
Данил: Замечательно. Леонид, какой из ваших многочисленных видов деятельности приносит вам наибольшее удовлетворение? И какой из них вы считаете наиболее коммерчески успешным? Если бы вы могли что-то поменять в своей судьбе, что бы это было? Елена спрашивает.
Л. Д.: Наибольшее удовлетворение мне приносила бы работа по специальности, но я по ней не работаю. Соответственно, коммерческий успех мне приносит работа за зарплату, поскольку работаю я много лет и зарплата моя растет. А если бы мне пришлось что-то поменять в своей жизни, то я, наверное, был бы осторожнее в молодости, и ценил то, чем я мог заниматься тогда. Тогда бы мне не пришлось заниматься в основном тем, на что есть спрос.
Данил: Вопрос опять же от меня лично. «Тенёта», кто из авторов, доселе неизвестных, на момент создания «Тенёт» и их функционирования, явился для вас лично открытием? Я не говорю о Кенжееве и Пригове. Они достаточно были известны и в офф-лайне. А кто явился таким событием?
Л. Д.: Ну, тут я не хочу никого обижать, потому что я люблю всех. Сам я был сентиментально привязан по многим причинам к авторам, которых привел ныне покойный Владимир Григорьев – создатель сайта «Отокво». Это было большое количество непрофессиональных литераторов, чьи мемуары, чья проза привлекли огромное внимание. Они были, в том числе, опубликованы в так называемых толстых журналах, то есть издавались сборники и так далее. Я не хотел бы называть кого-то специально, потому что всех я назвать не могу. И не хотел бы вот никого обидеть.
Данил: Хорошо. Следующий вопрос, девушка по имени Ирина спрашивает, как вам нравится писатель Кабаков? Необычный такой вопрос.
Л. Д.: Вот с почтением я отношусь к писателю Кабакову. И на этом собственно все.
Данил: Хорошо. Следующий вопрос, тоже кажется мне не совсем относящимся к теме, но все-таки. Почему в городе Всеволожске, относящемся к Ленинградской области, молодежь оставили без единственного места ночного отдыха из-за одного бывшего депутата, который построил свой дом в парковой зоне, и как нам с этим бороться? Спрашивает Дмитрий.
Л. Д.: Надо разбираться; что я могу сказать в этой ситуации?
Данил: Хорошо. Отличный ответ. Круто ли быть сейчас интернетчиком, спрашивает Вася Дыркин.
Л. Д.: Ну, к счастью, сейчас каждый, кто подписывается Вася Дыркин, уже интернетчик. И нам остается только надеяться, чтобы это было в ближайшие годы совсем не круто, потому что Интернет – важное благо цивилизации, которое, в конце концов, должно однажды быть доступно каждому россиянину. Это не произойдет в ближайшие 2 – 3 года, но мы будем надеяться, что в течение 10 лет это произойдет.
Данил: Следующий вопрос задает человек с ником «Без табуретки»: правда ли, что вы начали заниматься Интернетом от скуки в Америке? Полагаю, что отчасти на этот вопрос вы ответили. Ну, все-таки вот так.
Л. Д.: Я начал заниматься Интернетом не по его прямому назначению того времени, то есть писать письма по причине коммуникативного голода. Мне хотелось общаться в Америке. Хотя большое количество россиян и жителей Советского Союза в 90-е годы туда отправились, но мы были все-таки разрознены, а общаться нам хотелось. Так оно и получилось.
Данил: Хорошо. Вот, скажем, такой вопрос: что вы думаете про ЖЖ вообще и про компанию СУП, в частности, спрашивает Огурцов. А я этот вопрос дополнил бы: насколько вам кажутся действительно важными те проявления литературной блоговой активности, которые сейчас как бы на слуху. Скажем, существует литератор Верочка Полозкова. Или существует литератор Изюбр, да, достаточно известная и продвигаемая Александром Житинским во многом фигура. Насколько это кажется вам реальным важным, с точки зрения вообще литературы, как таковой, существующей на бумаге? Или это все-таки продукт для внутреннего пользования?
Л. Д.: Технически живой журнал это очень важный инструмент. Он ввел тот функционал, без которого сейчас популярный сайт жить не может. Чтобы предложить что-то альтернативное живому журналу, надо придумать что-то действительно великое и интересное. Что касается авторов, в частности, Александр Николаевич Житинский - он подвижник. Он каждый год продвигает новых авторов. И не всегда его выбор бывает понятен, не всегда мы с ним соглашаемся. Но он все равно не бросает это дело. Он ему привержен, и можно ему только позавидовать, что время идет, а Александр Николаевич каждый год находит и публикует новых авторов.
Данил: Замечательно. Ну и, наверно, последний вопрос от читателя: есть ли вообще смысл в профессиональных объединениях людей, имеющих отношение к контект-проектам? Человек с именем Родик.
Л. Д.: Да, такой смысл есть, потому что наше общество пронизано связями. Каждый из нас связан разнородными связями с другими людьми, в том числе большое количество этих важнейших связей - это профессиональные сообщества. Они создают то, что социологи называют кликами. Клика – это объединение людей, где каждый может легко пообщаться, связаться с каждым, повлиять на каждого. Поэтому такие сообщества очень нужны. Они помогают двигаться вперед.
Данил: Ну, я думаю, что на этом мы завершаем сегодняшнее мероприятие. Спасибо Леониду Делицыну за прекрасные ответы. Расшифровка нашей встречи будет опубликована на сайте «Полит.ру» в самое ближайшее время. Кроме этого, конечно, и на сайте «Полит.ру», и на других сайтах средств массовой информации следите за объявлениями того, что нам грозит в ближайшее время. Насколько я понимаю, пионеры «Рунета» еще не все здесь побывали. Я думаю, что будет еще немало интересных вечеров. Спасибо сайту «Полит.ру».