C 4 по 8 ноября Фонд Михаила Прохорова проводил III Красноярскую ярмарку книжной культуры или КрЯКК-3. Туда меня и вывезли. Вот и проблема: как с этим быть, то есть – как описывать? Проблема в том, что по факту и ярмарка и книжный фестиваль не были локальными. Все это было бы вполне уместно и в Москве. Торгующих издательств там явно не меньше, чем на Нон-фикшне, а фестивальная часть плотно заполнила все пять дней, да еще и на нескольких площадках. Участники также вполне те же, который были бы и в Москве. Но все это – в Красноярске, что вносит понятные нюансы. Надо распутывать по пунктам.
1.Красноярск
Разумеется, я в дурацкой ситуации – только начни описывать, что такое Красноярск, как будешь выглядеть идиотом, который только что узнал о существовании этого города и решил облагодетельствовать этим знанием остальных. Плохо с нуля описывать то, что прекрасно существовало и без тебя. Но все-таки надо, потому что нужен контекст.
Сразу общий вывод: там живут славные люди. Тут уточнять нечего. Причем, ни следа провинциальности, живут там и все, себе на уме. Сам город невелик, но не так, чтобы совсем мал - практически миллионник. Зато существует не типично для европейской части. Особой связности жизни на этой территории нет. Ночью с самолета на подлете хорошо видно: по пятнам света. Точнее – по их отсутствию. Темнота, темнота и вот, светящийся прямоугольник.
Устроен город тоже несколько в розницу, городской связности также немного. Он что ли пятнами застроен, а связи между ними не слишком разработаны. Вот видно по карте, что на втором берегу Енисея тоже есть улицы, но с набережной ничего не видно: лес там на берегу.
Разумеется, мост на фотографии – тот самый, с десятки. Вообще, там сложно воспринимают идею перевести десятку в исключительно металлический вид. Хотят, что ли, ее как-то увековечить.
Центр мал, три параллельных улицы, километра два-три в длину. Главная – Проспект мира, на ней и стоят все основные городские институции, как-то органы власти, учебные заведения, театр, Дом кино и т.п., включая магазины и общепит. Там же, к слову, находится известный памятник Ленину, особенность которого состоит в длине его правой руки, которой, кажется, он может почесать себе пятку, не нагибаясь. Фото мутное, из окна машины.
Остальные части города устроены по типу микрорайонов, связь между которыми затруднена – банально, нет дорог. Одна-две, отчего почти все время пробки, если ехать в центр. Да, от Москвы лететь 4 с половиной часа, разница во времени 4 часа. Температура воздуха в указанные сроки была ниже 20 градусов, что также не способствовало пешим прогулкам. Но, понятно, пройти по центру в девять вечера при минус двадцати – правильное дело. Это выглядит примерно так.
2. КрЯКК-3
И вот в этом городе проводится книжная ярмарка и фестиваль. Полную программу расписать затруднительно, очень уж большая, да и можно посмотреть на сайте Фонда.
Если вкратце, то имелось больше количество представлений книг, скажем – "Перса" Александра Иличевского и прекрасной новой книги Кирилла Кобрина и Андрея Лебедева "Беспомощный: книга об одной песне", рецензию на которую надо непременно написать. На фотографии соответственно Кобрин и Иличевский.
Вкратце остальное. Е.Ю.Гениева вела Круглый стол о том, как читают книги. Был представлен проект "Культура повседневности", в данном случае - "Русский след во французской моде". Дмитрий Кузьмин провел три вечера поэзии, выступали Мария Галина, Елена Фанайлова, Виталий Пуханов, Екатерина Боярских (Иркутск), Василий Чепелев (Екатеринбург), Андрей Родионов. Поэтическая программа открывалась III-м Сибирским поэтическим слэмом, вел Андрей Родионов.
Привезли французскую программу: литература, музыка, мода, анимация, кинематограф, театр и современное искусство. Были, например, романист Жан Эшноз и критик Пьер Паше. Михаил Яснов представил двуязычное издание Жака Превера. Имелась "Россия глазами иностранца" в документальных фильмах из коллекции фестиваля Lussas. Теоретическая часть: что читают во Франции из современной русской литературы сегодня? Как менялся имидж русской литературы ХХ века во Франции последние 30 лет? Структура чтения в России и Франции? Кроме того, были поляки, с книгами, фильмом и издательством.
Здесь упомянуто никак не больше десятой части мероприятий, объем понятен. Издательств с книгами было под две сотни. Да, и премия "Нос", разумеется. Словом, имеется как бы некоторое противоречие между ситуацией, описанной в пункте 1, с тем, что представлено в пункте 2.
3. А нет противоречия
Во-первых, его нет по факту. Ведь не было бы смысла проводить КрЯКК-3, если бы два предыдущих провалились. Нет, востребованность налицо, уже к предпоследнему дню стенды сильно опустели.
Причем, там не было никакой массовой литературы. По своему типу это действительно расширенный вариант Нон-фикшна. А что касается проводимых чтений и прочих встреч, то на любой из них было от сотни до полутора сотен человек – вне зависимости от дня недели и времени дня.
Или, например, "Музейная ночь", которая входила в программу Красноярской биеннале. Там народ (преимущественно молодой) занял вообще весь этот громадный музей то ли Ленина, то ли революции, то ли вообще истории. Там же, на концерте Алексея Айги (скрипка) француза-минималиста Пьера Бастьена с его механическим оркестром Mecanium зал был заполнен полностью. А он человек на пятьсот. И не так, что какую-то диковинку посмотреть, а реально слушали, притом, что французские минималисты с Айги, это, как бы сказать…
Противоречий нет ни с какой стороны. Город - вполне с нелокальной историей. Тут людей всегда много что интересовало. Например, один энтузиаст в свое время построил даже египетский дом. Как-то ему в Сибири удалось осуществить этот проект аж с 1914 по 1930, вроде. Что само по себе загадочно. В здании сейчас археологический музей.
Тех же поляков сюда ссылали регулярно, с царских времен, разумеется. До сих пор даже костел сохранился. А вот какая связь с французами – точно не знаю, но они тут явно не чуждые. Вот, например, что украшает двор одного из микрорайонов.
А нет, вспомнил: на той же давней выставке, где премировали оригинал этой башни, был аналогично премирован и красноярский железнодорожный мост. Только он не сохранился.
Еще в городе вполне приличное телевидение. Даже юмористическая программа приятна - разыгрывают скетчи, никакой похабени, весело. Газеты нормальные. Выходит даже красноярский вариант журнала "Собака". А в последний день КрЯККа в фойе непростая группа АТОНОРЭ в полном соответствии с названием играла атональную музыку. И хорошо это делала, причем не выглядела чем-то не соответствующим месту и времени. Красноярские художники хорошие. Само биенннале при всем множестве привезенных авторов была четко сделана именно местными людьми (куратор – Сергей Ковалевский), обыгравшими этот музей так, что уже непонятно, где само биеннале, а где исходные музейные фонды. Ну, например:
Короче, никакой там простоты, которая неминуемо должна была бы возникнуть, если бы жизнь в державе, тем более - в ее удаленных краях – полностью бы задавалась сеткой Первого канала. Итак, это была общеописательная часть, а по существу дела - в следующий раз. Оно там есть, это существо дела.