будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Годер Дина

Кто больше скучает

Можно, конечно, начать рассказывать, как в Риге из открытого окна машины на полном ходу радио голосом Кипелова орет: «Я свободен!», как по городу возят рекламные щиты  «Ночных снайперов», с белых афишных тумб хохочет такая же девушка из мюзикла «Mama mia!», как в Москве, а на желтых тумбах написано «Лучшие спектакли фестиваля «Золотая маска». Будто и не уезжал из России. Но на самом-то деле все иначе.

«Золотая маска» привезла в Ригу и Таллинн несколько московских спектаклей, сопроводив их лекциями о современном российском театре и режиссерскими мастер-классами. Моей задачей было – прочесть несколько лекций о театре, но кроме походов в театр и разговоров с его деятелями, мне хотелось встретиться с прибалтийскими аниматорами (эстонская и латышская мультипликация знаменита еще с советских времен). И все эти разговоры и встречи, которых случилось очень много, заставляли задуматься вот о чем.

Да, конечно, в первую очередь привезенные из Москвы спектакли, особенно мхатовские, полные актеров-звезд, были подарком для русскоязычной публики. И в Латвии, где русский язык хуже или лучше, но знают, и в Эстонии, где даже тридцатилетним, не говоря уже о тех, кто младше, легче говорить по-английски, чем по-русски, огромные залы оперных театров были заполнены прежде всего русскими, купившими дорогущие билеты заранее. И счастливыми оттого, что могут увидеть качественный русский театр, а не антрепризную дешевку, и услышать хороший русский язык. Но это все разговор отдельный, скорее относящийся к теме: «наши бывшие соотечественники за рубежом».

Молодые латыши, эстонцы,  да и русскоязычные дети из балтийских стран, заинтересованные в хорошем образовании, уезжают учиться в Европу (Германию, Швецию, Финляндию), где имеют право учиться бесплатно. Многие из них предпочли бы учиться в России, но это для них очень дорого. Понятно, что те из них, кто возвращается после обучения домой, более ориентированы на западноевропейскую культуру, чем на российскую, которая ближе их родителям. Студентам, которые учатся в балтийских странах, русская культура по-прежнему интересна, хотя понимать язык и тем более читать литературу на русском  им оказывается все сложнее. На афишах «Золотой маски» написано, что российские спектакли идут с синхронным переводом, и мы видим, что этот перевод многим оказывается нужен. Но, задержавшись после спектакля или лекции, которую им понимать было сложновато, студенты задают вопрос за вопросом о русском театре: про невербальные спектакли, про положение актера, про Гришковца... Им все это интересно, но негде узнать. Режиссеры и художники из анимационных студий Риги и Таллинна, хотят все знать о новых российских проектах, спрашивают, нельзя ли к ним как-нибудь переправить диски с анимационными сказками студии «Пилот», пару из которых кто-то видел на западном фестивале, интересуются, на каком этапе сейчас норштейновская «Шинель»… Режиссеры старшего поколения, многие из которых учились в России (театральные – в ГИТИСе, ЛГИТМиКе, анимационные – на высших режиссерских курсах) рассказывают, как часто раньше бывали в Москве и Питере, как много видели нового, общались с коллегами, и как этого сейчас не хватает. И как странно было из страны, которая воспринималась, как самая цивилизованная и продвинутая часть огромной империи, настоящая Европа, вдруг превратиться в маленькую провинцию Восточной Европы,  Но об этом горьком ощущении, мы, пожалуй, тоже догадывались заранее.

То, что стало ясно именно тут – это как много потеряли не они, а мы оттого, что порвались наши связи. Много ли мы сейчас знаем о латышском или эстонском театре? Разве что то, что привозит в свою программу питерский фестиваль «Балтийский дом». Или видим рижские спектакли Алвиса Херманиса, который давно уже воспринимается не как латышский, а как европейский режиссер. Однако, и в Эстонии, и в Латвии есть спектакли, которые воспринимаются у них дома как пусть хорошие, но рядовые, а значит у них не много шансов приехать в Россию. Но и в них есть то достоинство, тот вкус, то изящество, которое очень бы стоило увидеть российской публике, отвыкшей от всех этих качеств и  считающих их чем-то из ряда вон выходящим.

Или вот, например, латышская и эстонская анимация, равно знаменитые и своими рисованными мультфильмами, и кукольными. Все знают, как много дали прибалтийские художники, с их жесткой манерой и тягой к сюрреалистическим смещениям всей советской графике. Прибалтийские мультипликаторы, в том числе мировая знаменитость, эстонский режиссер Прийт Пярн, трагическими героями которого стали уродливые выходцы из СССР, были для отечественной анимации не менее важны.  И теперь особенно видно, как много мы потеряли оттого, что лишились постоянной связи с  этой культурой, чуждой попсовости, даже в самых простеньких, детских картинах. Например, только что вышедший и уже отобранный для Берлинского фестиваля совместный эстонско-латышский полнометражный мультфильм «Лотта из деревни изобретений» выглядит для нас довольно непривычно: он очень яркий, как и полагается детскому фильму, но его лупоглазые и носатые герои очень далеки от привычно слащавых персонажей коммерческой анимации. Возможно, именно поэтому отечественные дистрибуторы  до сих пор не решаются купить этот фильм, весьма хорошо продающийся в Европе,– нет уверенности, что он будет так же успешен в прокате, как американские анимационные блокбастеры, к гладким персонажам которых наши зрители приучены.  Что и говорить о прибалтийской авторской анимации – с ее насыщенным, резким и тяготеющим к абсурду дизайном и особой хмурой иронией. Этой традиции теперь в России нет.

Так что кто больше потерял от этого разрыва – мы или они,  да и кто теперь больше скучает, - еще вопрос. Да и надо ли этим меряться?

Годер Дина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).