будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура

Культура – это бизнес, а сложности связаны с остатками советскости

Сегодня в Большом зале консерватории состоится концертное исполнение оперы Россини «Золушка» с Теодором Курентзисом за пультом и солидной интернациональной компанией солистов, главная из которых – итальянка Анна Бонитатибус в заглавной партии. Это – очередной проект молодого продюсерского центра «Classica Viva», который уже провел в Москве концертные исполнения «Набукко» Верди, «Орфея и Эвридики» Глюка, «Дон Жуана» Моцарта, совсем недавно - «Боярыни Морозовой» Щедрина. Вадим Солод - руководитель продюсерского центра, становящегося все более весомой силой на московской музыкальной арене, поделился с Екатериной Бирюковой своими жесткими бизнес-взглядами на культуру.

Чем руководствуетесь вы, бизнесмен, когда занимаетесь оперой?

Культура и опера – это такой же бизнес, как все остальное. Со всеми элементами, которые присущи любому предпринимательству – с конкуренцией, с определенным долями рынка. Не сегодня, даже не завтра, но послезавтра это у нас будет обязательно. Сложности здесь есть достаточно серьезные. Они связаны с остатками советскости российской культуры.

А конкретнее?

Советскость, в первую очередь, заключается в том, что театры и концертные залы принадлежат государству, поэтому весь менеджмент и все подходы – государственные. То есть это люди, которые не занимаются коммерцией, а занимаются обслуживанием неких государственных представлений о том, какой должна быть культура. Приведу пример. Большой зал консерватории. Прекрасный, акустически выверенный зал, намоленное место. Арендная плата с него идет на зарплаты профессорско-преподавательского состава Московской консерватории. Практически ежедневно там проходят какие-то мероприятия. И при этом эти мероприятия – очень разного класса. Это может быть приезд, условно говоря, Лондонского симфонического оркестра. А может быть концерт учащихся третьего курса. И в результате, за долгие годы существования БЗК сформирована некая группа зрителей, которые проводят там свой вечерний досуг. Они прекрасно понимают, что на некого пианиста, назовем его Виноградовым, продать билеты невозможно даже по 50 рублей. Поэтому, чтобы не обидеть господина Виноградова, открываются двери, и люди спокойно совершенно заходят. Проходит прекрасный вечер, все изумительно, родственники приносят цветочки. И создается впечатление, что это такой бурно развивающийся процесс, что все залы заполнены. Что является, во-первых, неправдой, а во-вторых, очень опасной тенденцией.

Убыточного искусства не должно быть, по вашему?

Поиск в искусстве обязательно должен присутствовать. Но от мастерства продюсера и программного директора зависит, угадаете ли вы в человеке, скажем, хорошего композитора или исполнителя. Другой пример. Вот - вы руководитель театра. Когда-то вы были знаменитым советским актером. Вы приходите к какому-нибудь чиновнику, который вас помнит и очень любит. Он к вам очень хорошо относится. И вы, пользуясь этим, получаете от него некую преференцию – грант, возможность построить бизнес-центр, открыть у себя в театре магазин или ресторан. И при этом, являясь ресторатором или предприимателем, вы всех убеждаете, что по-прежнему страдаете за несчастную российскую культуру. Это происходит в городе Москве повсеместно.

Далее, советскость проявляется в том, что государство не в состоянии определить, что является бизнесом, что – меценатством и что – собственно развитием культуры. Если государство не в состоянии содержать небольшую, но очень качественную труппу за счет собственных средств или за счет денег, которые привлечены, к примеру, попечительским советом, то оно должно быть заинтересовано в том, чтобы общий класс, допустим, вокального искусства, которое демонстрируется в Москве, был достаточно высокий. Но оно считает по-другому. Оно не может отличить, где событие, а где – коммерческий проект. Поэтому доказывать государственному каналу «Культура», что «Боярыня Морозова» Щедрина - это суперсорбытие для российской культуры, в общем-то себе дороже. Потому что канал «Культура» говорит – «вы знаете, у нас закончились бесплатные блоки, очень извиняемся, но надо платить».

Вместе с тем я, как счастье большое, рассматриваю динамику развития нашего телевидения. Это наш колоссальный успех. Мы победили. Потому что телевизор стал настолько плох, что скоро его не будут смотреть. Скоро можно будет просто вставить кассету – знаете, где камин горит или рыбки плавают. Это все-таки наркомания определенная - что-то должно в доме мелькать. Но зато появляется свободное время для чтения. Мы теперь смотрим авторское кино. Объемы его продаж растут. Все теперь, наконец-то понимают, кто такой Феллини, Годар, Джармуш. Молодцы, предприниматели, ухайдакали, наконец-то, российское телевидение. Большое им за это спасибо.

Правильно ли я понимаю, что вы за дорогие билеты?

Я отдаю себе отчет, что на сегодняшний день московская публика не готова платить за билеты адекватную цену. Причины: во-первых, общий уровень культуры и непонимание того, что на московских сценах происходит. Во-вторых, амбициозность и авантюризм участников рынка, которые могут продать дешевый леденец как суперпродукт невероятного качества. И в-третьих, отсутствие достаточного объема зрительских мест. То есть необходим трехтысячник с очень хорошей акустикой.

И есть проблема, что общий уровень менеджмента – тоже довольно низкий. То есть, есть либо люди из культуры, которые вообще не умеют деньги зарабатывать, либо – из бизнеса, которые культурой не интересуются. А сочетания одного и второго нет. У нас даже нет такого слоя специалистов, как агенты.

Я знаю, что вы против наружной рекламы. Почему?

Москва – город-выродок. Он на всем пытается зарабатывать деньги. И при этом, его совершенно не интересует, что он продает. Есть такая особенность, наверное, вы сами обратили на нее внимание. Если выходит новый фильм, то самая главная задача – снять деньги в первый уик-энд. Надо вдолбить рекламой зрителям в мозги, что он обязан в ближайшие субботу-воскресенье сходить в кино. То есть пока зритель ничего не раскусил, не успел рассказать друзьям, что это, на самом деле, ужасно, надо, чтобы он до кинотеатра добежал. Поэтому объем рекламы – катастрофичесчки большой. Сегодня кино является одним из важнейших рекламодателей. Мне говорили, что чистая прибыль от «9 роты» составила всего 10 000 долларов. Слава богу, что хоть затраты окупились. Поэтому когда ты видишь объемы рекламы, то понимаешь, что что-то тут не то, что тебя будут кормить не блюдами высокой кухни, а каким-то гамбургером.

Сегодяшняя наша элита очень напоминает шейхов времен 70-80 годов, когда их убеждали покупать золотые унитазы и 300 костюмов Армани одного цвета. Наша глобальная проблема - что в России нет пока богатых людей. Я имею в виду таких людей, которые владеют крупыми капиталами в течение нескольких поколений. У них тогда другое отношение к деньгам.

Ну, дети уже появились все-таки…

Нет-нет. Дети наших олигархов – это отдельная история. Это люди с западным менталитетом, плохо говорящие по-русски. И вдобавок ко всему, этот олигарх не хочет, чтобы его дите здесь жило. Вот задайте русскому вопрос, как он хочет потратить деньги. Можно устроить приват-пати на Лазурном берегу с тремя чартерными самолетами и Бритни Спирс, которая за полтора лимона споет три песни. Или за эти же деньги вы сделаете оперную постановку «Травиаты» суперуровня. Или, скажем, Мути продирижирует Реквиемом Верди на Красной площади. Люди выбирают Лазурный барег.

Мне кажется, Мути они уже тоже могут выбрать, особенно, если на Красной площади…

Вы знаете, нет. Опера живет в нашем городе только благодаря тому, что существует небольшая группа обеспеченных людей, которые действительно ее любят. Они действительно ходят на спектакли, действительно слушают классическую музыку дома, действительно летают на европейские премьеры. Я просто знаю некоторых таких людей. Я знаю даже трех руководителей крупных компаний, которые берут уроки вокального искусства. Не для того, конечно, чтобы петь на сцене, это было бы смешно. Я спрашиваю: «А для чего?» - «А ты знаешь, мне нравится, чем-то понятным занимаюсь».

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).