будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Клейн Леонид

Купите йераплан

Купите йераплан
pervye

На этой неделе вышел в прокат фильм Алексея Федорченко «Первые на луне». Фильм абсолютно фантастический и при этом совершенно документальный. Разве так бывает? На Венецианском фестивале решили, что нет. Или - или. И вручили режиссеру премию «за лучший документальный фильм» в конкурсной программе «Горизонты». Лента смотрится на одном дыхании, и доверчивому зрителю и вправду может показаться, что перед ним историческая сенсация. Судите сами.

В Советском Союзе собирается отряд космонавтов для полета на Луну. Претендентов тщательно отбирают, готовят, обучают. Конструкторы работают над ракетой. Органы следят за секретностью. Все как положено. Кроме одной детали: действие происходит в 1938 году…

Что это: фальсификация или мистификация? Неважно. Потому что ни то, ни другое понятие не подходит к новому фильму Алексея Федорченко «Первые на луне». Модное слово mockumentary (художественная псевдодокументалистика) тоже ничего не объясняет. Зачем снимать фильм о том, чего не было? Не готовили в Советском Союзе до войны полетов в космос, не запускали ракету, не мог «космолетчик» Иван Харламов после неудачного крушения космического аппарата остаться в живых и переплыть на лодке Тихий океан, нет никакого заброшенного космодрома около города Нязепетровск, да и города такого нет (не удержался-таки: взял атлас и проверил). Ничего не было, хотя режиссер скрупулезно создает эффект правдоподобия, чередуя стилизацию под кадры старой кинохроники с кинохроникой настоящей, «беря интервью» у единственного выжившего «участника» проекта… Ничего не было, но, выходя из кинозала, понимаешь: все было именно так, ни капли вранья. Потому что фильм вовсе не про космонавтов. У Алексея Учителя «Космос как предчувствие», у Федорченко космос как повод. Повод поговорить об эпохе.

Это лента о великом проекте, навязчивой идее любой тоталитарной системы, когда хочется перекроить весь мир, не взирая ни на человеческие жизни, ни на законы природы. Первый кадр фильма - лопата, вгрызающаяся в каменную землю, - своеобразная версия платоновского «Котлована», который мыслился как фундамент, а стал могилой…

Это лента о мечте и нетерпении, которыми тоже жило время. От научной фантастики Александра Беляева до наивного и пронзительного обращения Маяковского: «Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток». И тогда можно будет увидеть нового человека, сильного физически и морально, человека, который легко пройдет любую медкомиссию. В том числе и космическую. Первый космонавт Иван Харламов - прекрасный образец. Красавец, богатырь, умница - герой. Он может «протопать» не только «по пятилетке», но - если надо - и по всей планете. Прочерченный на карте фантастический «маршрут» возвращения пилота домой пародийно напоминает о реальных маршрутах Чкалова и «Челюскина».

Это лента об историческом отчаянии. Помните анекдот, когда на собрании колхоза обсуждается вопрос о том, куда потратить вырученные деньги - миллион рублей? Все предлагают свои идеи, и вдруг встает старый крестьянин и говорит: «А давайте купим «йераплан». И улетим отсюда к чертовой матери». Полет на Луну - это своего рода «йераплан», на котором хочется убежать от действительности, потому что на земле темно, необустроенно и скучно. Убежать куда угодно, хоть на безжизненную луну.

Это лента о человеке в истории. На протяжении фильма мелькает - в разных вариантах - один и тот же образ: живое существо засовывают в капсулу и наглухо закрывают: вот на будущих космонавтов надевают скафандр, вот их замуровывают в специальной испытательной камере, вот несчастного утенка помещают в некую емкость и начинают раскручивать с бешеной скоростью. Скафандр, капсула, камера, ракета - это футляр. Человек в футляре истории. И из этого футляра не выбраться, в принципе, можно только сменить один футляр на другой.

И, конечно же, это лента об искусстве, которое, как известно, не отражает реальность, но создает ее. И художник, в отличие от оруэлловского «министерства правды» не уничтожает прошлое, а творит его заново. В фильме есть такая сцена. Служащий архива ФСБ, сопровождающий режиссера по помещению, в котором на стеллажах лежат километры пленки, отснятой в свое время чекистами, глубокомысленно замечает: «Здесь было все, что снято. А раз снято - значит, было». И он совершенно прав.

Р.S. Между прочим, в фильме все-таки есть одна деталь, которую точно можно назвать фальсификацией. Это название - «Первые на Луне». А ведь до Луны герои не долетели, и корабль разбился. Значит, обман. Но вчитайтесь лучше: первые на Луне. Кто - первые? Предложение неполное. Можно дополнить: «Первые на Луне были американцы». Значит, опять правда.

Клейн Леонид
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).