Мы продолжаем публиковать комментарии экспертов к новостям раздела "Прагматика культуры" на "Полит.ру". На этот раз новость о судебном разбирательстве между актером Виктором Бычковым и изданием "Собеседник" за право владения торговой маркой "Кузьмич" комментирует юрист из юридической фирмы патентных поверенных "Городисский и партнеры" (специализирующейся на защите интеллектуальной собственности) Владимир Бирюлин.
Новость: Актер Виктор Бычков, получивший широкую известность после того, как исполнил роль Кузьмича в фильме "Особенности национальной охоты", лишен права собственности на товарный знак "Кузьмич".
Решение удовлетворить требования холдинга "Собеседник", выпускавшего сборники сканвордов с названием "Кузьмич", было принято Палатой по патентным спорам. В прошлом году по иску, поданому от имени ООО "П. Карло", учредителем и генеральным директором которого стала супруга актера Полина Бычкова, актер добился у Арбитражного суда Москвы запрета на издание сборников и компенсации в размере миллиона рублей в пользу актера. Однако затем это решение было отменено кассационной инстанцией московского арбитража, а дело, на основании жалобы "Собеседника", было отправлено на новое рассмотрение.
Тираж "Кузьмича" составлял 99 тысяч экземпляров, и с августа 2001 года в свет вышло более 150 выпусков. На обложке был изображен узнаваемый образ героя Кузьмича с характерной козлиной бородкой. Представитель "Собеседника", заместитель гендиректора Мечислав Дмуховский, рассказал в интервью газете "Газета": "Еще в 2001 году мы совершенно законно зарегистрировали издание в Минпечати. Товарный знак "Кузьмич" в 1999 году был зарегистрирован в Роспатенте патентным поверенным Анатолием Сергейкиным, который только в марте 2004 года за определенную плату переуступил его фирме супруги актера. К тому времени издание "Кузьмич" существовало на рынке уже три года. Это определенный бизнес, когда патентные поверенные регистрируют в качестве товарных знаков известные бренды, а затем продают их".
"Собеседник" обратился в Палату по патентным спорам с требованием лишить ООО "П. Карло" права собственности на товарный знак "Кузьмич". "Согласно закону, владелец товарного знака обязан был предоставить доказательства использования бренда, то есть продемонстрировать товар, маркированный "Кузьмичем", иначе собственники теряли права на это обозначение, - сообщил в интервью представлявший интересы "Собеседника" юрист холдинга Денис Пилипенко. - Доказать, что какая-либо продукция с использованием товарного знака "Кузьмич" была выпущена, владельцам не удалось. Тем самым "Собеседник" доказал, что неиспользование товарного знака в течение трех лет - это злоупотребление своим правом". В результате, Палата по патентным спорам согласилась с доводами издания, что, возможно, решит исход дела в суде.
Владимир Бирюлин: "Практика аннулирования товарного знака в случае претензий его владельца к нарушителям - достаточно распространенное явление. Владелец товарного знака
должен иметь ввиду такую возможность и не начинать "боевые действия", не имея надежного тыла в виде использования знака.
В то же время, довод "Собеседника" насчет того, что печатное издание было зарегистрировано в Минпечати еще в 2001 году, не имеет никакого значения, поскольку названия средств массовой информации, как это ни странно, не являются объектами интеллектуальной собственности. Очевидно, что это пробел в законодательстве, но положение на сегодняшний день именно такое.
Если владелец товарного знака не смог представить доказательств использования торговой марки в Палате по патентным спорам, то вряд ли суд скажет в этом деле что-то новое. Виктор Бычков мог бы попробовать защитить свои авторские права на имя своего персонажа "Кузьмич", однако здесь появляется много вопросов, которые требуют изучения,
прежде чем идти по этому пути. Противопоставить имя персонажа названию сканвордов сложно.
Как должны были быть выстроены отношения между актером и издательством, чтобы дело не дошло до суда?
Вряд ли здесь была почва для переговоров. У издательства достаточно сильная позиция и все, что произошло, включая решение палаты по патентным спорам, можно было прогнозировать заранее.
Может ли актерский образ защищаться законом об авторских правах наравне с торговым знаком, и каковыми в данной ситуации могут быть критерии?
Как товарный знак имя персонажа не может быть защищено, однако, оно в принципе может охраняться авторским правом, поскольку является результатом творческой деятельности. Имя "Кузьмич" известно давно, поэтому вклад создателей фильма заключается лишь в том, что они популяризировали его применительно к данному персонажу. Получается, что авторское право заключается здесь не в имени, а в совокупности элементов, характеризующих данный персонаж (имя, внешний вид, манера поведения и т.д.) Только в случае копирования этих элементов можно было бы говорить о нарушении авторских прав.
Чем, по вашему мнению, закончится судебное разбирательство между актером и изданием?
Как представляется, шансы издательства в этом споре намного выше.
Материал подготовил Валерий Золотухин.