будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Саркисян Оксана

Квадратный корень из Кандинского

Вроде бы, на эту тему писать уже не актуально, страсти кажется, уже затихли… Но, может быть именно потому, что они затихли и имеет смысл вернуться к этой истории. Как-никак, обсуждение номинанта премии Беляева-Гинтовта стало делом всенародным, вышедшим за границы автономии искусства (а уж тех, кто внутри автономии не высказал свою позицию, практически не осталось). Новости из зоны конфликта поступали еще долго: публичные извинения в немецкой прессе представителя Дойч Банка Фридхельма Хютте, интервью с Шалвой Бреусом о таланте вне политики и акция в ресторане Опричник группы «Война» с одним из членов жюри Андреем Ерофеевым, выступавшим против награждения Алексея Беляева-Гинтовта.

Теперь, по прошествии некоторого времени, можно отстраниться от этой площадной драмы и не обсуждать ни талант, ни политические взгляды номинанта, а попытаемся разобраться в самом феномене премии.

Заявление Бреуса о таланте, выглядят неубедительно и у профессионала ничего кроме иронической улыбки по отношению к наивному любителю вызвать не могут. Хотелось бы уточнить, каким таким прибором по измерению таланта обладает Бреус. Если можно в спорте (тоже, кстати, чисто формально) установить кто быстрее и кто сильнее, то в искусстве говорить о таланте можно с достаточной степенью отвлеченности. К тому же есть мнение, что история искусства, распределяющая талант между участниками художественного процесса, во-первых, пишется постфактум, а во-вторых, во многом зависима от поворотов истории. Как, например можно сравнивать талант художника-экспресиониста с талантом Казимира Малевича, а последнего, например, с талантом художника соцреалистической школы. Можно ли, даже не прибегая к таким крайностям, сказать кто талантливее Пикассо или Дюшан?

Можно распределить между ними зоны влияния. Определить одного как художника массмедиальной известности, а другому отдать лавровый венок интеллектуального сообщества. И нельзя не согласиться с учредителями премии: талант не зависит от взглядов и эстетических предпочтений. Беда только в том, что измерить его практически невозможно. Берусь предположить даже, что есть такие понятия, которые можно применять лишь в абстрактном рассуждении или по отношении к некоему общему предмету, ни не в коем случае по отношению к конкретной персоне. Думается к таким словам относятся такие разные слова как Дурак, Талант, и Фашизм. Мы можем говорить, в общем плане об этих явлениях, петь хвалу глупости или таланту, бороться с фашизмом, но любое персональное использование этих слов – проблематично. Мы нарушаем нормы этики называя кого-то дураком или фашистом, уклончиво говорим о каком-то на наш взгляд недостаточно интересном художнике: «он талантлив», руководствуясь этическими нормами, но уже в этом проявляется некая условность.

Поэтому-то и не пристало приличной (авторитетной) премии апеллировать к таланту художника, особенно если номинация изменилась, и вместо «Художник года» (как в прошлом году) теперь называется «Проект года». Речь явно идет об актуальности, а следовательно предполагает политический выбор. Политическим, на мой взгляд, является и предпочтение той или иной эстетической концепции. Так в Европе после 2ой мировой войны (где до войны реализм господствовал так же как в Германии и СССР), из маргиналии узкого круга интеллектуалов извлекают сюрреализм и абстрактную живопись. Именно эти направления репрезентируют ценности индивидуализма и демократии, в отличие от реалистического языка искусства, за которым в массовом обществе окончательно утверждается функция пропаганды и манипулирования сознанием масс.

Собственно, кажется, это последнее и выбрало в этом году жюри премии. И именно этот выбор вызвал шквал возмущения в профессиональном сообществе, которое почуяло нарушение законодательства автономии современного искусства, возникший, как мы помним, именно в противостоянии массовой культуре. Но все не так просто и однозначно. Боровский, например, аргументирует актуальность проекта Гинтовта в отличие от проекта Бориса Орлова, как выставки ретроспективной. Но почему-то директор Русского музея при этом не замечает, что выставка Орлова проходила в Московском музее современного искусства и в течение месяца была доступна широкому зрителю, а вот выставка Гинтовта состоялась в закрытой галерее «Триумф», куда даже специалистов в области искусства пускают (или не пускают, что чаще) по предварительному звонку. Может ли подобная выставка быть актуальной и в каком контексте? Это не автономия искусства, а автономия рынка искусства, - вещи очень разные и практически не пересекающиеся.

Премия Кандинского представляет собой детище гламурного журнала «Арт Хроника» с привлечением таких же гламурных с точки зрения профессионального сообщества, но хорошо раскрученных в масс-медиа институций как музей Гуггенхайм и Дойче банк, представители которых включены в состав жюри премии. Уже выбор авторитетов демонстрирует, что премия представляет интересы рынка искусства («Хлеба» получившего в прошлом году премию Анатолия Осмоловского, разошлись как пирожки за очень солидные деньги). Тот факт, что художников на премию выдвигают галереи, также свидетельствует о рыночных интересах. Среди приглашенных на церемонию награждения  гостей художественное сообщество вряд ли составит 1/5. Не для него организована премия, а для преуспевающих безнисменов, банкиров их жен и т.п. Именно бизнес-элита общества составляла основной контингент приглашенных. И это как-то естественно в последнее время, ведь искусство – сверхприбыльный бизнес.

Так что премия Кандинского представляется проявлением тенденции колониализации художественной автономии крупным капиталом. Аборигены художественной среды оттеснены на второй план. Они менее талантливы, чем художник галереи «Триумф», в которого вкладываются огромнейшие деньги. Хотя признаюсь без этого художественного народа искусство невозможно производить. Только художественная среда может производить искусство. И в ней существуют различие позиций, в столкновении которых и рождаются шедевры. В рынке же эти позиции отсутствуют. Левый художник Анатолий Осмоловский, пропагандист эстетической автономии, кричавший на церемонии награждения в этом году «Позор!», оказывается уравнен с правым экстремистом Гинтовтом. Их политические взгляды не интересуют рынок. Им важен продукт искусства. Это и есть автономия арт-рынка.

Внимательно присмотревшись к жюри премии Кандинского, мы обнаружим, что это сложная система, позволяющая манипулировать выбором. Манипуляции возможны за счет «праздничных генералов», представителей международной арт-системы. Они заведомо плохо ориентируются в местном контексте и потому полностью доверяют своим российским коллегам. Боровский, Бобринская и Ерофеев, каждый из них по-своему достигли признания как фигуры авторитетные, но они не представляются единомышленниками. Вернее явно договориться между собой могут Боровский и Бобринская, видящие роль премии Кандинского в продолжение традиции искусства, родоначальником которой стал всемирно известный русский художник Кандинский. Его обращение к архетипическим образам национальной традиции, по всей видимости, и выступает как кредо премии. К этому выводу легко прийти, сравнивая выбор прошлого и позапрошлого годов. И Осмоловский, и Гинтовт разрабатывают тренд известного на западе русского искусства начала 20 века (20-30х гг.). Но для Андрея Ерофеева важным является не традиция, а авангардное содержание творчества Кандинского и премии его имени, не созидание универсальной системы, а критика и деконструкция существующей реальности. В этом смысле он находится в конфликте со своими коллегами по жюри. И поэтому 30 декабря с группой «Война» он участвовал в акции протеста, одновременно являющейся проплаченной пиар акцией (по договоренностью с владельцем) ресторана «Опричник». Цинизм этого действа отражение безвыходности в которой оказывается арт-сообщество, выступая против выбора жюри. Провоцируя своим протестом массмедиальный скандал, они создают невероятную по своему масштабу и эффективности пиар акцию премии.

Но возникает вопрос, почему именно премия Кандинского? На самом-то деле, кто-то  сказал (не будем говорить кто, хотя это была сама премия) что она является главной и самой авторитетной премией Российской Федерации в области искусства. В подтверждение этой истины выдвигаются следующие аргументы: самый большой премиальный фонд, еще куча бабок на проведение, рекламу и пиар. Рецепт прост. То что с мнением премии Кандинского не согласно художественное сообщество – не проблема, а даже плюс – дополнительный дармовой пиар.

Признаюсь, на мой взгляд, на мой взгляд, претензии премии Кандинского амбициозные, но необоснованные. В области современного искусства сегодня существует около пяти-шести премий. Каждая предлагает свои критерии оценки и ставит разные задачи. Многоступенчатое жюри, в котором широко представлены арткритики и искусствоведы, обеспечивает авторитет премии «Мастер» (ее авторитету даже не очень повредило то, что долгое время у нее вообще не было премиального фонда). Существуют государственная премия «Инновация» и премия, придуманная самими художниками, «Сообщник». Так что «Кандинский», кажется, просто берет на понт. И последний скандал думаю, продемонстрировал именно это, а не то, что проект Алексея Беляева–Гинтовта актуален в художественном сообществе или что премия Кандинского такая важная и авторитетная институция.

  • Оксана Саркисян: Рыцарь с медийным забралом
Саркисян Оксана
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).