будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Культура
Борисова Марина

Лекарство от одиночества

Лекарство от одиночества
The-street-musician copy
(c) George Garbeck

В московской культурной среде фестиваль «Возвращение» -- как скрытый подземный источник. Снаружи – тишина, внутри – кипит. Те есть никакой наружной рекламы при высоком спросе. Если официально, то «Возвращение» -- фестиваль камерной музыки, который ежегодно проходит в зимние каникулы: музыканты из разных стран собираются вместе, чтобы поиграть хорошую музыку, написанную для камерных ансамблей. Звучит правильно, академично и скучно. И совсем не отражает сути происходящего. До сути здесь долго добираться на придется, все как-то очевидно сразу, как только спускаешься с Никитской по ступенькам к Рахманиновскому залу консерватории. Там все битком, а над головами – волшебное чувство радости. Не от встречи с прекрасным, а оттого, что это место и эти люди как-то правильно соединились. По смыслу фестиваль «Возвращение» -- такая тусовка, попадая в которую сразу чувствуешь магнит. Магнит в том, что объединяет этих людей желание видеть друг друга. Эта особенность совершенно меняет дело, отличая «Возвращение» от  других фестивалей: «Возвращение» -- начинание не музыкальное, а человеческое. Люди вместе росли и учились, им было интересно друг с другом. Не только играть камерную музыку, но и -- просто быть вместе. Когда это случилось впервые, людям было примерно по двадцать. Таким образом они встречаются уже десять лет, и за это время вокруг них образовалось большое содружество -- публика.

Если с человеческих категорий перейти на музыкальные, то фестиваль «Возрождение» ценен своим качеством. В том смысле, что здесь очень хорошие музыканты играю очень хорошую музыку очень хорошим людям. А так как тем, кто выступает, еще и очень хорошо друг с другом, то это чувство радости действует на зал магнетически: все здесь, как в спаянной студенческой аудитории, -- одна большая семья. Играют здесь, в основном, то, что нигде больше не услышишь. Вот из афиши последнего вечера, который называется «Концерт по заявкам»: Бела Барток, Богуслав Мартину, Анри Дютийе, Игорь Стравинский, Витольд Лютославский. Однако вся эта качественно сыгранная музыка 20-го века звучит не зашифрованным языком для специалистов, а как внятная человеческая речь. Потому что степень осмысленности ее произнесения такова, что сюда можно водить и дошкольников. Вроде, на сцене -- виолончель и альт, а говорят музыканты понятно и просто – типа, «Жили-были старик со старухой». Здесь отсутствие барьеров и высокая степень проходимости мыслей. Кроме того – редкое для аудитории, где играют классическую музыку, чувство свободы. Музыканты играют, что хотят и с кем хотят и, что удивительно, это интересно публике.

О публике стоит сказать отдельно. Ну, не в том смысле, что она интеллигентная и компетентная, это и так понятно. Дело в другом – она принципиально отличается от публики обычных концертов. На обычном филармоническом вечере даже полный зал – это собрание одиноких людей. Они поглощены музыкой, но абсолютно не чувствуют друг друга. И эту отдельность каждого в зале не может преодолеть даже прекрасное искусство. На концертах фестиваля «Возвращение» совсем иначе. Там исчезает базовый страх современной городской жизни – страх одиночества. Потому что на сцене и в зале – одни счастливые люди, которым хорошо вместе.

Секретами счастья с Мариной Борисовой поделился один из худруков фестиваля, скрипач Роман Минц.

Вы знаете, сколько у вас публики?

Рахманиновский зал Московской консерватории вмещает 252 человекА. Если его сильно расширить за счет добавочных стульев -- 300.

Он полон?

Абсолютно. Наш рекорд -- три добавочных ряда, еще стулья на сцене. Когда мы начинали, публика – большая часть – состояла из друзей и родственников. Сейчас это уже далеко не так, и существует просто своя публика. У нас большая база адресов – их оставляют люди, которые были на наших концертах. Значит, то, что мы делаем, нужно и важно. В убыток себе мы держим низкие цены на билеты. Публика -- много таких старых фанатов, которые ходили всегда в консерваторию. Мы чувствуем потребность в том, что делаем.

Вы придаете какое-то значение наружному  пиару, или у вас он только сетевой – электронная рассылка?

У нас есть человек, который занимается связями с общественностью. Но, с другой стороны есть круг журналистов, которые знают, что мы из себя представляем, они нас поддерживают своими материалами. Никаких специальных пиар-компаний мы никогда не организовывали.

Существуют ли у вас гонорары для артистов?

Фестиваль безгонорарный, что тоже уникально. Я знаю, что есть еще безгонорарные фестивали  -- фестиваль в Локенхаусе, которым руководит Гидон Кремер. Но это довольно редко: надо что-то предложить музыкантам, чтобы они  поехали.

За свои деньги?

Сейчас мы  оплачиваем им билеты и проживание. Когда-то и этого не могли себе позволить.

Как вы покрываете эти расходы?

У нас появились спонсоры. Немецкий меценат Георг фон Опель, банк «Софрино», который нас поддерживает последний год. Конечно, это не предел мечтаний. Даже если бы мы захотели платить гонорары, на это у нас уже денег нет.

Может, это вопрос не к вам. Но как вы считаете, какой у спонсоров интерес вас поддерживать?

Одна мотивация: это люди, которые просто любят музыку и им это важно. Естественно, поддерживая нас, они  ничего, кроме морального удовольствия, не получают.

А какой смысл фон Опелю, который живет в Лондоне, поддерживать фестиваль в Москве, который он даже не видит?

Я ему привозил записи, но у него не получается приехать, хотя он бывает в Москве по бизнесу. Какой смысл – я не знаю. Просто он сам  любитель игры на скрипке -- купил скрипку и учится. Такие люди  встречаются.

Скажите, что было за эти десять лет самого прекрасного?

Для меня это каждый раз один и тот же момент. Когда по окончанию фестиваля все участники выходят на сцену. Публика встает. Это случается естественно, не репетируется. И происходит каждый год. Это то, ради  чего я все делаю. Одна из вещей, которая приносит огромный заряд надолго вперед. Бывают, конечно, моменты, когда все плохо, и тогда настроения нет, хочется все бросить. Но вот этот момент -- для меня основное.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).