19 декабря в Центральном Доме журналиста состоялся литературный вечер поэта и публициста Льва Рубинштейна. Речь шла о московском концептуализме.
О том, как это было — фоторепортаж Наташи Четвериковой.
«Московский концептуализм» вышел из современного искусства и его проблематики. Сам термин возник в 1979 году, когда искусствовед Борис Гройс написал статью «Московский романтический концептуализм».
Во второй половине 70-х годов сложился некий единый круг поэтов, художников, музыкантов, объединенных не только общим бытом, но и эстетическими установками. У них не было, ни школы, ни манифеста, ни общей платформы, но был общий язык.
Один из основных принципов концептуалистской практики — «мерцание». Имеется в виду мерцание между жанрами, между присутствием и отсутствием автора в тексте.
Различия снимались не только между жанрами, но даже между видами искусства.
Изобразительное искусство тогда стремилось к вербализации, к слову, а поэзия — к визуальным решениям.
В концептуальном искусстве означающее выступает впереди означаемого. Знак, лишенный своего содержательного наполнения, сам по себе служит объектом художественного осмысления.
Начались вопросы из зала:
Была концептуальная музыка, было концептуальное изобразительное искусство, а был ли концептуальный театр?
К этому были готовы не все виды искусства в силу разных технологических обстоятельств. В СССР не могло быть неофициального кино и неофициального театра. Спонтанным театром можно только назвать наши посиделки.
Тексты концептуального искусства стали в некотором смысле интерпретационными — текстами не о жизни, а текстами о тексте.
Концептуалистский автор всегда предлагает читателю соавторство. Читатель — это абсолютно равноправный собедник, разделяющий с автором базовые представления о жизни и культуре.
Также концептуалистов объединяло пристальное внимание к информационному шуму. В нем автор, читатель или зритель умел различать и находить ритм и порядок.
«Картотека» Льва Рубинштейна — это интержанр, скользящий между жанрами традионными и с каждым из них обнаруживающий общие черты, но ускользающий от жанровых определений. Проза оказывается стихами, стихи музыкальным произведением и т.д.
Концептуализм как актуальный метод остался в прошлом, он факт истории искусств. Но тексты того времени, утратив основной пафос и мотивации их возникновения, зажили своей жизнью.