будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Культура

Литературный вечер 18.10. Олег Лекманов о лекции, ОБЭРИУ и искусстве абсурда

Литературный вечер 18.10. Олег Лекманов о лекции, ОБЭРИУ и искусстве абсурда
lekmanov2
Олег Лекманов

18 октября в Центральном Доме журналиста состоится литературный вечер «ОБЭРИУ: Что это было?». Главный лектор вечера, литературовед Олег Лекманов в беседе с «Полит.ру» рассказал о предстоящем выступлении, творчестве обэриутов и своих любимых произведениях.

Какие вопросы вы собираетесь поднять в вашей лекции?

Мне кажется, один из самых важных вопросов в связи с ОБЭРИУ – вопрос о соотношении поэтов и прозаиков этой группы с русским модернизмом. Модернизм был реакцией на позитивизм XIX столетия. Как говорил Д. С. Мережковский, предлагать современному человеку социальные и позитивистские методы для лечения его нравственных болезней, это все равно, что предлагать человеку, больному раком лечить зубную боль. Но ОБЭРИУ эта уже была реакция на всю предшествующую культуру, включая и модернизм и, может быть, на модернизм – в первую очередь.

Обэриутам казалось (мы сейчас не обсуждаем – правильно или нет), что прежний мир и прежняя культура кончились. И их творчество в очень большой своей части это издевательская и провокационная констатация конца предшествующего мира и предшествующей культуры. Но на одном негативизме невозможно построить свое. И обэриуты, каждый по-своему, попытались воздвигнуть на месте кончившегося мира что-то новое. Как говорил Александр Введенский: «Я посягнул на понятия, на исходные обобщения, что до меня никто не делал. Этим я провел как бы поэтическую критику разума – более основательную, чем та, отвлеченная. Я усумнился, что, например, дом, дача и башня связываются и объединяются понятием “здание”. Может быть, плечо надо связывать с четыре.

Я делал это на практике, в поэзии, и тем доказывал. И я убедился в ложности прежних связей, но не могу сказать, какие должны быть новые. Я даже не знаю, должна ли быть одна система связей или их много. И у меня основное ощущение бессвязности мира и раздробленности времени. А так как это противоречит разуму, то, значит, разум не понимает мира».

Что такое искусство абсурда? Каких принципов придерживаются его сторонники?

Кажется, я уже начал отвечать на этот вопрос. Абсурдисты остро ощущали, что мир прежних логических связей кончился. И они очень выразительно это показывали в своих текстах. Вспомним рассказ Хармса, открывающий его цикл «Случаи». Это рассказ о рыжем человеке, у которого не было, ни рук, ни ног, ни головы, ни волос и поэтому рассказывать о нем больше невозможно.

А потом абсурдисты, руководствуясь, в первую очередь интуицией, пытаются нащупать новые связи между явлениями мира. Часто это бывает похоже на сон. Или на детское нанизывание разнородных понятий на одну связку с помощью рифмы.

Чем литература абсурда советских писателей отличается от литературы абсурда европейских и американских писателей? 

Ну, во-первых, никто из них не был советским писателем, потому что никто, кроме Заболоцкого, свои взрослые вещи не смог напечатать в советских изданиях. Таким образом, они были не советские, а жившие в советское время. Что же касается типологического сходства между нашими абсурдистами и западными, то – да, оно, конечно, есть и связано оно с ощущением абсурдности, «конченности» окружающего мира. А дальше – большие различия. Мне кажется, что западные (Ионеско, Беккет) более абстрактные, более головные, что ли. Потому что окружающий их мир на самом деле не был уж таким абсурдным, и им приходилось конструировать свой собственный абсурдный мир. Наших же окружал настоящий полноценный советский абсурд, поэтому их тексты были куда сильнее замешаны на густом советском быте. Им меньше приходилось выдумывать и больше просто наблюдать. Помните, как в анекдоте (на самом деле, никакой это не анекдот, а чистая правда): Станция Ленинский проспект метрополитена имени Ленина города Ленинграда? Чистый же абсурд!    

Чем ОБЭРИУ обязано своим успехом? 

При их жизни никакого успеха не было и быть не могло – их не печатали просто, и если бы не героический Яков Друскин, в блокаду спасший рукописи Хармса и Введенского, может быть, мы бы и сейчас о них не знали ничего. А начиная с 1970-х – почему их полюбили? А потому что они очень талантливые, и смешные, и страшные, и для советского человека – понятные, хотя отдельные образы у них темные, конечно, и очень-очень новые.

Есть ли у вас любимые произведения обэриутов? Какие?

Конечно, есть и на вечере я даже обязательно прочту кусочек из «Некоторого количества разговоров» Введенского. Очень люблю его «Элегию» и «Ответ богов», детские и взрослые вещи Хармса (детские – больше), и «Столбцы» Заболоцкого (особенно, «Футбол») и всего Олейникова (который, впрочем, не обэриут, строго говоря). Вагинова стихи люблю меньше, а прозу – очень. А еще – замечательные детские вещи писал рано умерший обэриут Юрий Владимиров.  

 

Литературный вечер «ОБЭРИУ: Что это было?» состоится 18 октября в Центральном Доме журналиста по адресу: м. Арбатская, Никитский бульвар, д. 8а. Начало в 19:00.

Билеты можно приобрести на сайтах timepad.ru, ponominalu.ru и kassir.ru.

 

Перейти к заказу билетов

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).