будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Культура

Людмила Улицкая: Издатели мне не диктуют, что мне писать

Людмила Улицкая: Издатели мне не диктуют, что мне писать
ulitskaya1

Людмила Улицкая, букеровский лауреат 2001 года, автор бестселлеров, последним из которых стал роман "Искренне Ваш Шурик"  - один из самых успешных российских писателей сегодня. Феномен Улицкой состоит в том, что при внушительных тиражах и массовом признании, ее книги остаются фактом "высокой" - отнюдь не массовой -  художественной литературы.

О влиянии рыночных отношений на творчество, заработках писателя и  статусе русских авторов  и отечественной литературы за рубежом Людмилу Улицкую  расспросил Тихон Дзядко.

Какова, на Ваш взгляд, роль писателя в современной России?

Мне кажется, что Солженицын был последним в России писателем,  игравшим роль в политической и нравственной жизни страны. Среди сегодняшних писателей я не вижу таких властителей дум. Роль современных писателей гораздо скромнее, и, откровенно говоря, это мне нравится.

Так получилось, что перестав быть властителями дум и работниками идеологической сферы, писатели в России лишились и постоянного заработка. На что сегодня должен жить писатель, когда вдохновение его оставляет - искать какие-то гранты и существовать на гонорары или параллельно где-то работать? Насколько сегодня стоит вопрос о том, что писатель ничем, кроме литературы заниматься не должен, и любая другая деятельность недостойна художника?

Вообще-то это разные вещи – работать и зарабатывать. И это решает каждый человек сам, что ему в данной точке важнее. В советские времена у писателей, служащих власти, были гарантированные заработки. Они работали на идеологию. Сегодняшняя власть, по крайней мере до недавнего времени, идеологией не занималась, писатели были отпущены в этом смысле на свободу: все по-честному – написал, продал. А не продал, значит, плохо написал. Там, где прежде был диктат идеологии, возник диктат рынка. Возможно, где-то есть гений, который сидит голодным и пишет великие книги. Но пока что этот гений не объявился. Если писатель считает себя профессиональным литератором, мне кажется, он может найти себе работу на огромном сегодняшнем рынке, и именно такую, которая ему подходит. Работа сама по себе – вещь достойная. Между прочим, Андрей Платонов одно время работал дворником. И, несмотря на это, остался величайшим русским писателем. Что же касается грантов, ничего плохого в них не вижу, особенно, когда их дают начинающим писателям, именно в тот период, когда человек еще не сделал себе имени. Но в нашей стране очень мало таких грантов.
 
В последнее время стали модными экранизации современных авторов в сериалы. Юрий Грымов закончил съемки сериала по Вашему роману «Казус Кукоцкого». Как Вы вообще относитесь к культуре телесериала? Например, к недавним сериалам - таким, как «Дети Арбата» и «Московская сага», – Вам они кажутся удачными?

Я никак не отношусь к культуре телесериала. Я ни одного не видела. И «Детей Арбата» не видела. Несколько фрагментов из «Московской саги» посмотрела, мне показалось ужасно картонно, и даже удивительно, что такие хорошие актеры, даже Инна Чурикова, столь бледно выглядят. И заметила, что очень плохая работа художников: костюмы все новенькие, почему-то нэповского облика.  Я помню, что даже моя бабушка, по своей природе элегантная дама, всегда перешивала одежду из старья, перелицовывали пальто. Это уже после войны. Но и до войны так жили. Очень фальшиво выглядело.

Сегодня много говорят о том, что писатели все больше подстраиваются под издателей и бегут за тиражами, а не за качеством литературы, о тенденции так называемого ухудшающего отбора. Насколько Вам кажется это верным? Не сталкивались ли Вы с такой же проблемой?

У меня в этом отношении свой собственный опыт: издатели мне не диктуют, что мне писать. Я крайне редко делала заказную работу. Всегда избегала ситуаций, когда надо что-то сделать к сроку. Приношу уже готовую работу, в тот момент, когда считаю, что сделала все, что смогла.

Некоторые критики обвиняли роман "Искренне Ваш Шурик" в некоторой вымученности - насколько его создание было продиктовано внутренней потребностью, насколько давлением издателей?

Я начала «Шурика» около двадцати лет тому назад. О каком давлении со стороны издателей могла идти речь? Какой издатель стал бы ждать двадцать лет?

Вы недавно были на книжном салоне в  Париже, только что вернулись из Лондона - каков сегодня статус русской литературы за рубежом?

За спиной русских писателей все еще стоят тени Толстого, Достоевского и Чехова, и от русских всегда ожидают чего-то особенного, непременно особенно русского, понимая под этим большую глубину и большое художественное мастерство. По этой причине и разочарований больше. А в современном мире – это важно понять – русская литература всего лишь одна из многих мировых литератур, в одном ряду с индийской, португальской, японской. И ничего плохого в этом нет.

В чем разница читательской аудитории Ваших книг в Европе (Париже, Лондоне) и здесь?

У меня хороший читательский круг, довольно схожий в разных странах. Это средняя интеллигенция, студенческая молодежь. Вопросы, которые задают мне читатели отечественные и зарубежные, как правило, одни и те же.

А как Вам кажется, Россия за рубежом по-прежнему воспринимается как самая читающая и самая пишущая страна?

Я не знаю, как мы воспринимаемся снаружи. Мне  - изнутри ситуации – кажется, что у нас хорошая читающая публика.


Насколько вы интересуетесь политикой, и насколько она сегодня, на Ваш взгляд, определяет жизнь русских литераторов?

Меня всю жизнь от политики и от политиков тошнит, но бывают времена, когда тошнит больше или меньше. Я делаю все возможное, чтобы находиться от нее подальше. Иногда не получается, приходится и высказываться, и подписывать какие-то письма. При этом всегда ощущение, что это бессмысленно. Свою жизнь я с юности пыталась выстроить таким образом, чтобы политика никак не вторгалась в мою жизнь. Но это невозможно. Сегодня, мне кажется, политика не определяет моей жизни. Но это может произойти. Политика, к слову сказать, полностью определила жизнь моих дедов: им обоим пришлось сидеть в сталинских лагерях. Тот, который просидел семнадцать лет, был автором двух книг – по теории музыки и по российской демографии.

Последний вопрос - как бы Вы прокомментировали последнюю историю с Владимиром Сорокиным и ситуацией вокруг либретто к опере «Дети Розенталя»?

Вся эта кампания против Сорокина организована исключительно глупыми и неуклюжими людьми. Не знаю, какие у них были цели, но – какие бы ни были – они очень помогли в рекламе. Я не уверена, что Сорокин в этом нуждался. Мне кажется, что с ним и так все в порядке. 

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).