На самом деле они стоят на балконе или в коридоре московской квартиры. И пахнут деревом и смолой. На них красуется надпись "Карелия" или "Эстония". Перед прогулкой их смазывают мазью: разноцветными брикетами, похожими на пломбир. Мазь тонким слоем покрывает темную поверхность, делая ее на время белесой. Но потом все становится как прежде, потому что твердая пробковая шайба быстро скользит по поверхности лыж в сильных папиных руках, растирая мазь. Приготовления закончены. Родители надевают черные лыжные ботинки, дети - более модный и удобный, синий или белый Botas, и вот спортивная семья уже на улице. Воскресным утром народу в городе немного. По дороге в парк вас провожают завистливые взгляды москвичей, которые не посвящены в таинство лыжной прогулки. Несколько автобусных остановок - и вы в одном из московских лесопарков: в Тропарево, Битце или Лосином острове. Ботинок легко насаживается на три (на старых креплениях - четыре) штыря, щелчок замка - и вас уже ничего не в силах удержать, потому что "мороз и солнце день чудесный", потому что лыжня идет сквозь изумительный сосновый лес, потому что у вас за спиной рюкзак с термосом и бутербрдами, потому что характерный и понятный только лыжникам отрывистый то ли хруст, то ли скрип лыж о снег - это то, ради чего вы вышли на лыжню, ради чего вы жили всю долгую рабочую неделю.
Приведенный выше лыжный этюд отчасти - ностальгический, поскольку, беговые лыжи (если не считать коньков) - были едва ли не единственным видом зимних спортивных развлечений советского человека. Горные лыжи - "блатной" и очень дорогой вид спорта, могли позволить себе совсем немногие, советская промышленность не производила горных лыж, и импортные образцы стояли в спортивных магазинах, щеголяя западным пластиком, необыкновенной расцветкой и заоблачными ценами.
Слава Богу, что с исчезновением советской эпохи не исчезла зима. Она по-прежнему наступает раз в год и длится примерно три с половиной месяца, но спортивные развлечения, связанные со снегом, стали гораздо более разнообразными.
Еще до того, как горные лыжи превратились в политически модный вид спорта, они стали неотъемлемой частью стиля тех, кто способен выложить за недельный отдых на европейском курорте примерно 1000 евро. И таких людей немало. По словам Владимира Борисова, сотрудника туристического агентства DEVISU. RU только их компания отправляет в Альпы от 200 до 300 человек в сезон. А сколько всего народу из Москвы отдыхает на горнолыжных курортах? Это не так трудно посчитать. Каждую неделю в Европу улетает примерно 12 "бортов", на каждом из которых находится около 200 человек. Умножаем на 12 - количество зимних недель. Получается немногим меньше 30 тыс. Это заниженная цифра, так как в "новогодние заезды", со 2-ого по 9 января, количество самолетов увозящих русских туристов в горнолыжный рай, резко увеличивается. На лыжах можно кататься и на отечественных горнолыжных курортах, но на сегодняшний день они могут конкурировать с западными только по цене.
"Вы платите меньше, зато гораздо больше времени проводите в очереди на подъемник, - говорит Владимир Борисов. - На западном курорте вы в основном катаетесь, у нас - в основном ждете. А уровень сервиса и безопасность сравнивать вообще не приходится".
В горы едут не только с лыжами, но и с досками или сноубордами. Об этом молодом и одновременно молодежном виде спорта читайте здесь.
Взрывать снежные "пушистые бразды" можно не только с помощью лыж или доски, но и с помощью снегоходов. Катание на снегоходах с трудом можно отнести к активному виду отдыха, но это тот сегмент зимних развлечений, который в последнее время очень активно развивается. В России туристические снегоходы появились вместе с капитализмом - советская промышленность выпускала только маломощные и ненадежные "Бураны", которые в основном использовались лесниками и охотниками. С начала девяностых годов в страну стали завозить японскую и канадскую технику. Стоимость подержанного снегохода в приличном состоянии - от 5 до 7 тыс. долларов, новый обойдется в 10 - 14 тыс. Сергей Коняев, руководитель туристической компании Snowtracker, говорит, что основное преимущество снегохода состоит в том, что он позволяет в зимнее время практически без ограничений передвигаться на большие расстояния. Многие катаются в Подмосковье, но настоящий снегоходный рай там, где есть просторы и нет населенных пунктов. Так, компания Snowtracker предоставляет "снегоходные" услуги в районе Хибинской тундры. "Скорость на открытых участках до 100 км/час и поразительный по красоте пейзаж, который проплывает перед вами, - вот два основных фактора, которые заставляют людей покупать или арендовать эту недешевую технику, говорит Сергей Коняев. Снегоходный туризм стремительно развивается: уже сегодня существуют фирмы, которые организуют многодневные "снежные сафари", например, по территории Карелии.
А какова судьба обыкновенных беговых лыж? Не исчезли ли они в этом новом, дорогом и блестящем разнообразии снежных развлечений? Куда делись поклонники неторопливой, уединенной лыжной прогулки? Оказывается, никто никуда не делся, и самый дешевый и консервативный вид зимнего отдыха по-прежнему популярен. В спортивном магазине "Кант" ежегодно продают 5000 комплектов беговых лыж! По словам менеджеров "Канта", чтобы выяснить, сколько всего в Москве покупается в сезон лыж, эту цифру надо умножить на 20 - примерное число специализированных спортивных магазинов, торгующих спортинвентарем в таких объемах. По сравнению с горнолыжным оборудованием беговые лыжи, как и прежде, дешевы: средняя цена за приличные пластиковые лыжи с креплениями - около 3000 тыс. рублей. Существует и более дешевый, так называемый "народный" комплект - в магазине "Кант" он стоит 1800 рублей. За эту сумму вы получаете отечественные пластиковые лыжи, простые крепления и ботинки. Для тех, кто не так стеснен в средствах, достаточно 6 - 8 тысяч рублей, чтобы кататься по лесу по последнему слову лыжной моды и техники. А для настоящих фанатов беговых лыж существуют специальные лыжные мази, предназначенные для пластика. Цена такой мази в магазине "Кант" - 1200 рублей, что примерно в полтора раза дороже, чем самые дешевые деревянные лыжи.
Дело, конечно, не в цене, а в том, что сейчас на дворе январь и каждый может выбрать себе зимнее развлечение по вкусу и кошельку.