будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура

Мальчики кровавые поджидают новых хозяев студии на Поварской

Мальчики кровавые поджидают новых хозяев студии на Поварской
vasiliev2

Раздел "Прагматика культуры" на "Полит.ру"  продолжает выносить на обсуждение экспертов и читателей самые важные новости из области экономики культуры. Сегодня в центре нашего внимания - новость об имущественном конфликте между московскими властями и театром "Школа драматического искусства", возглавляемым Анатолием Васильевым.

Новость комментируют главный редактор журнала "Искусство кино" Д.Б. Дондурей и историк театра, профессор РГГУ В.М. Гаевский.

У знаменитого режиссера Анатолия Васильев московское правительство отбирает здание на Поварской. Факты о готовящейся реорганизации театра "Школа драматического искусства" были опубликованы 17 июня в газете "МН". В проекте постановления правительства Москвы предлагается "в целях дальнейшего эффективного использования городской собственности" реорганизовать театр "Школа драматического искусства" путем разделения его на государственное учреждение города Москвы "Дирекция проекта "Открытая сцена" и Государственное учреждение культуры города Москвы "Театр-школа драматического искусства".

Речь идет о том, что сцена на Сретенке, построенная в 2002 году, остается за режиссером, тогда как помещения на Поварской (где театр работает с 1992 года) перейдут в распоряжение мэрии Москвы. В интервью газете "Известия" Васильев рассказал: "Попытки отобрать здание у театра "Школа драматического искусства" имеют свои, вполне конкретные причины. Они таковы: оспаривая распоряжение правительства Москвы, которое лишило наш театр общежития, театр подал иск, что в демократическом государстве нормально. [...] Но когда я стал судиться с комитетом по культуре, то понял, что демократическое государство у нас только в проекте. Когда мы этот иск выиграли, на нас начались гонения. И раньше Худяков нас впрямую извещал, что мы должны забрать иск, а если мы не заберем, то у нас отберут студию на Поварской".

В интервью также прозвучала тема эмиграции, едва ли не самая актуальная для дальнейшей жизни васильевского театра: "Ведь закончится эта история тем, что на мне не останется живого места. Я стал болеть. Вот сейчас я завелся - и все внутренности начали болеть. С того времени, как я в "Комеди Франсез" выпустил спектакль "Амфитрион" и меня начали преследовать, я стал сильно изнашиваться. И я невольно начинаю подумывать о реанимации. Там, где мой организм нужнее".

Д.Б. Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино":

Те, кто хоть как-то связан с культурой и театром, прекрасно понимают значение Анатолия Васильева и его "Школы драматического искусства" для имиджа современной российской культуры в мире. Известно, что Васильев - один из лидеров нашего искусства. И дело не только в том, что театр Васильева имеет статус "театра Европы", который в России имеет кроме него лишь МДТ Льва Додина, а по всей Европе - всего лишь около 10 театров. Важно, что на сегодняшний момент он практически единственный теоретик театра, экспериментатор и исследователь. Как создатель большой школы театрального искусства, сомасштабной традиции Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, он уникален в послевоенной истории нашей страны. Есть большие режиссеры, но даже Любимов не владеет таким обилием художественных функций: он не создавал школы и не занимался историей театрального искусства, воскрешая, например, архаичный театр.

Я уверен, что решение отобрать у Васильева театр на Поварской никак не связано со сферой искусства. Оно было принято какими-то экономическими группировками вокруг московского правительства. Поначалу, они сделают из этого открытую площадку и дадут возможность куда менее значительным режиссерам и продюсерам прокатывать свои спектакли. А затем это здание аккуратно, известными огородами Котовского, перейдет к "дочерним" структурам московского правительства.

Речь идет о красивейшей студии, сделанной по проекту Васильева и Игоря Попова. Их руками, а также тех, кто с ними сотрудничал. Это чисто театральное пространство, предназначенное для школы, для студии, для обучения. Вызвали бы Васильева в мэрию, ударили кулаком по столу и сказали: "Зачем ты учишь европейских режиссеров в Лионе, вместо того чтобы открыть школу и привозить за бешеные деньги к нам, на Поварскую? Мы дадим тебе статус высшего учебного заведения, а ты будешь лепить из них великих европейских режиссеров. Отстегивая, конечно, чуточку славы и денег нам, московскому правительству". Так нет - обязательно разорят, уничтожат. И сделают это примитивно: "Почему у вас вместо 134 мест только 32? Почему каждый день вы не даете по два спектакля утром и вечером, для школьников и интернатов?". За этим стоят вечные откаты, о которых сейчас постоянно говорят. Что бы там не произошло с помещениями и собственностью,  которая переходит из рук в руки, имена Васильева, Товстоногова, Любимова уже записаны в истории искусства.

Это гигантский удар по имиджу Москвы. И мэр города просто не может не понимать, что у мегаполиса должны быть суперпрестижные площадки. Имидж одного из ведущих режиссеров Европы - это эфемерная, рукотворная сфера, которую не нагуляешь долларами. Есть же Гамбургский счет, и все понимают, что мэрия уходит, а Васильев безусловно остается. Он переживет все это сам, но главное – переживет его имя. А наследникам и детям Лужкова будет потом противно читать в книге о том, что в этом месте тоже был осуществлен пожар.

Пусть Васильев ставит два спектакля в год, но зато он рождает льва, а не мышей. Ведь наверняка не все знают, что Франция уже дала Васильеву вид на жительство и на работу, поскольку под него создан центр Высшего режиссерского мастерства в Лионе. Вот обидится он сейчас, уедет, допустим, во Францию, а в результате еще одним Растроповичем будет меньше. Зачем это нужно?

В.М. Гаевский, историк театра, профессор РГГУ:

"О моральной, а точнее - аморальной стороне готовящегося события столько сказано, что повторять гневные и вразумляющие слова  нет особого смысла. Но есть некоторый смысл рассмотреть эту скандальную историю с чисто практической стороны, на что и опираются чиновники из отдела культуры. Во-первых, как-то не верится, что в Москве найдется какой-то бессовестный коллектив во главе с бессовестным руководителем, который не постесняется въехать в отобранные квартиры. Во-вторых, если таковой найдется, что он будет делать там, где все приспособлено для другого - васильевского театра, где вся материальная обстановка есть духовная часть этого театра, и где, стало быть, надо будет играть в сценографии Васильева, в мизансценах Васильева и в некотором - виртуальном, но постоянном - присутствии Васильева? Не испугают ли эти "мальчики кровавые" новых владельцев?"

Материал подготовил Валерий Золотухин.

Фото В. Баженова с сайта www.theatre.ru.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).