Сегодня, 7 июня, в редакции газеты "Московский комсомолец" состоялась пресс-конференция, посвященная XXVII Московскому международному кинофестивалю. Участниками пресс-конференции были: заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва, исполнительный директор ММКФ Александр Котелевский, директор программ и председатель отборочной комиссии Кирилл Разлогов и директор по связям с общественностью, куратор программы "8 с половиной фильмов" Петр Шепотинник. Они рассказали об изменениях в организационной структуре ММКФ и объявили фестивальную программу.
Среди чисто формальных изменений - частичная смена руководства ММКФ. Президентом фестиваля, как и прежде, остается Никита Михалков, а вот Ренат Давлетьяров потеснился, освободив место новому исполнительному директору - Александру Котелевскому. Как пояснил Александр Голутва, Давлетьяров остался генеральным директором Интерфеста, который организовывает ММКФ, но теперь деятельность Интерфеста будет связана с организацией фестивалей в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Токио и т.д., поэтому у Московского кинофестиваля появился новый директор.
Но есть и более существенные изменения, которые затрагивают, прежде всего, статус ММКФ как наиболее престижного российского кинособытия, которым он и был - до недавнего времени. Никогда еще статус ММКФ не был таким шатким, особенно на фоне набирающего силу "Кинотавра", недавно получившего титул "главного национального фестиваля страны" из уст Михаила Швыдкого.
Как сообщил журналистам Александр Голутва, в этом году средства, выделяемые на фестиваль из федерального бюджета, сократились на 20%, поскольку сокралитись средства, выделяемые по программе целевого финансирования деятельности ФАКК. Фестиваль - значительная часть этой деятельности, но не единственное занятие для Федерального агентства по культуре и кинематографии, и поэтому бюджет ММКФ пришлось урезать до 72 миллионов рублей.
К тому же в этом году к 60-летию Победы организации, обычно спонсирующий ММКФ, сильно потратились на другие мероприятия, связанные с празднованиями, и поэтому организаторы кинофестиваля не особенно рассчитывают и на спонсорские средства. Трудная финансовая ситуация, в которой оказался фестиваль, вынудило его руководство обратиться к правительству РФ с просьбой о дополнительном финансировании в размере 25 миллионов рублей. По словам Александра Голутвы, фестиваль можно провести и на меньше деньги, но это будет за счет сокращения внеконкурсных программ, отказа от приглашения звезд и т.д. Так что для ММКФ, добавил он, дополнительное финансирование - "не излишество, а вопрос поддержания фестиваля на достойном уровне".
Какие-то средства пришли от правительства Москвы: по личному решению Лужкова на фестиваль выделили около 6 миллионов рублей. Кроме того, у фестиваля есть так называемые "безденежные спонсоры" - те, кто предоставляет связь, авиабилеты, кофе, пиво и т.д., - всего порядка 100 миллионов.
К тому же в этом году изменились правила, которые устанавливает для мировых кинофестивалей Международная Ассоциация Кинопродюсеров. Ранее фильмы, которые уже "засветились" на каком-либо фестивале, не могли участвовать в конкурсе других фестивалей. Соответственно, фестивальные дирекции вели ожесточенную борьбу за громкие имена и нашумевшие названия. Теперь это правило снято. По идее, это означает, что дирекция Московского кинофестиваля может взять весь конкурс, скажем, фестиваля в Каннах и сделать его своим конкурсом. Однако в реальности это не так: теперь борьба идет не столько за имена, сколько за премьеры.
Фестиваль, который раньше зарабатывал очки тем, что заманивал к себе звезд, теперь может обойти соперников за счет количества показанных премьер. Такой подход к формированию фестивальной программы может обернуться погоней за премьерами ради премьер и некоторым "измельчанием" фильмов, которые покажут нам на ММКФ.
Хотя пока программа выглядит достойно. В конкурсе будет несколько мировых премьер: это новый фильм Алексей Учителя "Космос как предчувствие", "Девичий пастух" узбека Юсупа Разыкова и австрийская картина "Добро пожаловать домой!" Андреаса Грубера. Международной премьерой (первым показом фильма за пределами страны производства) откроется ММКФ 17 июня: это будет фильм "Желанная жизнь" Джузеппе Пиччони, который уже был показан на Берлинском фестивале. Кроме того, по регламенту фестиваля все фильмы в конкурсной программе станут российскими премьерами.
И все же явственно ощущаемый недостаток средств заставил организаторов придумывать новые недорогостоящие решения. Одним из таких решений стал общий сдвиг фестиваля в сторону арт-хауса, традиционно менее затратного.
Одна из установок нынешнего фестиваля, по словам Кирилла Разлогова, - ориентация на "показ культурного многообразия мира", в противовес засилью голливудского золотого стандарта и своеобразной кино-глобализации. Внеконкурсная программа "Национальные хиты" демонстрирует эту установку в полной мере: в ней будут показаны фильмы, интересные, прежде всего, зрителям тех стран, в которых они снимались. Именно это, по мнению организаторов фестиваля, дает возможность познакомиться с реальной, не "туристической", культурой этих стран.
В действительности за этой формулировкой стоит отказ от погони за громкими именами и блокбастерами в пользу менее известных имен и названий, которые в силу своей "региональной своеобразности" больше подходят на роль арт-хаусного "фестивального" кино. Так, в рамках XXVII ММКФ пройдет полная ретроспектива французского режиссера армянского происхождения Робера Гедигяна, который всю свою жизнь снимал фильмы о жизни франко-марокканских рабочих окраин Марселя и даже во Франции считается "региональной" фигурой.
Другие программы - "Датское кино сегодня" и "Азиатский экстрим" - тоже сосредоточены на национальных особенностях кинематографа на родине Ларса фон Триера и Ким Ки-дука.
Помимо этого, вне конкурса покажут "Хронику военных премьер" - фильмы времен Великой отечественной войны из архива Госфильмофонда, ретроспективу современных фильмов о второй мировой войне, ретроспективу немецкого режиссера Конрада Вольфа, вся жизнь и творчество которого были тесно связаны с СССР, а также ретроспективу памяти голландца Тео Ван Гога, убитого в прошлом году исламистами, которым не понравились некоторые работы режиссера явно анти-исламского толка. К слову, политическая программа нынешнего ММКФ едва ли не так же впечатляет, как и культурная. Помимо советско-германских отношений и анти-исламистских настроений, на фестивале покажут программу "Крепость Европы" - фильмы о проблемах современной Объединенной Европы, о кризисе отношений между старыми и новыми членами Евросоюза, и т.д.
Одной из главных приманок для киноманов станет программа "Питер Гринуэй, русская версия": это две части фильма "Чемоданы Тульса Люпера", который был дублирован на русский язык. В нем звучат голоса Кирилла Разлогова, Даниила Дондурея и других российских экспертов, которые говорят за экспертов, играющих в картине. Ожидается, что Питер Гринуэй приедет в Москву на показ своего фильма.
Принцип экономии средств, который организаторы нынешнего фестиваля взяли на вооружение, проявляется на всем, от формирования фестивальных программ до приглашения звезд. Как пояснил журналистам Кирилл Разлогов, "заманивание звезд без фильмов вредит фестивалю и отвлекает журналистов от фестивальных программ", поэтому приезд звезд в этом году будет жестко привязан к кинопоказам. Кроме Гринуэя, который приезжает представлять свою картину, в Москве ожидают Ани Жирардо, которая представит фильм "Скрытый" автрийца Михаэля Ханеке, в котором сыграла небольшую роль, а также Жанну Моро, которая будет представлять новую картину Франсуа Озона "Время прощания". Кроме того, на фестиваль должен приехать и известный венгерский режиссер Иштван Сабо - вероятно, за призом за вклад в развитие мирового кинематографа.
Российское кино в этом году не обошлось без скандала. Алексей Учитель отозвал свою картину с "Кинотавра", чтобы она могла участвовать в конкурсе ММКФ. На фоне общего усиления позиций "Кинотавра" это еще больше походит на жест благородства в противовес коммерческим соображениям: уходя с Кинотавра, Учитель отказывается от участия в кинорынке (на ММКФ в этом году кинорынка не будет: по словам организаторов, он не оправдал себя с точки зрения затрат и отдачи).
Некоторое недоумение вызывает и отбор фильмов в "Российскую программу". С одной стороны, она объединяет крупнобюджетные блокбастеры вроде "Статского советника" Филиппа Янковского и "Побега" Егора Кончаловского с авторским кино ("Настройщик" Киры Муратовой и "Удаленный доступ" Елены Проскуриной), что хорошо. Но с другой стороны, в списке блокбастеров в этой программе отсутствует и "Бой с тенью", и "Турецкий гамбит", что странно. Организаторы фестиваля мотивируют это тем, что "Турецкий гамбит" видели почти все, а у "Статского советника" цифры проката пока не такие впечатляющие. Кроме того, по словам куратора "Российской программы" Ирины Павловой, в "Турецком гамбите" слишком много компьютерных технологий, чтобы он мог считаться фильмом, достойным фестивального показа. Таким образом, руководство ММКФ еще раз подтверждает взятый им курс на традиционные кинематографические ценности в противовес блокбастерам и крупнобюджетным проектам.
ВГИКовская публика, без сомнения, будет довольна: фестиваль обещает быть коллекцией кинематографических чудес, собранных из самых разных закоулков мира. Иранские, чилийские, болгарские картины; новая лента Ларса фон Триера, показанная в Каннах и приехавшая на ММКФ в программе "Гала-премьеры", малобюджетная компьютерная анимация ("Иван-дурак" Александра Дулейрана) и тому подобные изыски - все это придется по вкусу тем, кто неплохо ориентируется в современном кинематографе. Тем же, кто не может похвастаться подобной осведоленностью, придется нелегко: имен, известных широкой публике, в этом году на фестивале будет не так много. Ценителей, вероятно, обрадует тот факт, что с ММКФ, наконец, слезла коммерческая позолота, обнажив сермяжную правду кинематографа. А вот широкому зрителю может показаться, что кино - если на него не тратить деньги - становится закрытой искусствоведческой сектой для профессионалов.
То есть музеем кино, а не выставкой достижений народного хозяйства.