будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Культура
Константинов Лев

Маргарита Терехова: Если бы не школа Тарковского, я бы никогда не взялась за "Чайку"

Фильм «Чайка», снятый по знаменитой чеховской пьесе, - режиссерский дебют Маргариты Тереховой. Главные роли исполнили сама актриса (сыгравшая Аркадину) и ее дети Анна (Нина Заречная) и Александр (Константин Треплев). Сорина сыграл Юрий Соломин, Тригорина – Андрей Соколов.

По признанию Маргариты Тереховой, сначала она не собиралась играть Аркадину – на эту роль была утверждена другая артистка, но за три дня до начала съемок она внезапно отказалась от участия в фильме. Это не единственная неожиданность и случайность, сопровождавшая работу над «Чайкой».

Путь к фильму был долгим и сложным. Еще в 1996 году Терехова подала в Госкино заявку со сценарным планом на 24 страницах. Одновременно на экранизацию «Чайки» поступила и другая заявка, от Дмитрия Долинина -  в результате денег не дали ни тому, ни другому. Спустя шесть лет, в 2002 году Маргарита Терехова написала уже полный сценарий все той же «Чайки» и в сентябре того же года неожиданно получила деньги. Что восприняла как чудо и добрый знак свыше.

Сама Терехова тактично уклонялась от называния точных сумм, на которые не поскупилось Госкино, а в Отделе производства национальных фильмов Федерального агентства по культуре и кинематографии корреспонденту «Полит.ру» ответили, что там не видят причин, по которым стоило бы разглашать коммерческие сведения. Известно, однако, что государство открывает финансирование на фильм, только если он прошел одобрение экспертной комиссии. При этом выделяется не вся необходимая на производство сумма (средний бюджет российского фильма составляет около 1-2 миллиона долларов), а от 300 до 800 тысяч долларов, и только на те проекты, которые нашли дополнительное финансирование со стороны.

Средства «со стороны» были найдены, в частности, благодаря помощи  Никиты Сергеевича Михалкова, потратившего в свое время на «Сибирского цирюльника» 45 миллионов. И все же в основном «Чайка» принадлежит государственной кинематографии, что дает фильму определенные преимущества: поскольку на сегодняшний день шансы вернуть от проката российского фильма затраченные на него средства не велики -  бюджетники не должны думать о том, чтобы во что бы то ни стало покрыть расходы. По словам Тереховой, у фильма вообще нет продюсера: «У нас была школа Тарковского. Если бы ее не было, я бы, конечно, не решилась ни на какую режиссуру. Но, к счастью, настолько мы ждали этих денег, и так давно, что мы постоянно репетировали».

Вторая часть фильма снималась в музейных интерьерах Мелихово, в родных чеховских местах, однако в Мелихове нет озера, возле которого разворачивается действие едва ли не половины пьесы. Подходящий антураж был найден в окрестностях Переславля на Плещеевом озере, где директор базы "Славич" позволил выстроить копию дома Чехова. В дирекции «Славича» рассказали, что съемочная группа арендовала все хозяйство из расчета около 700 рублей за номер на двоих, после чего начала сооружать недалеко от озера точную копию Мелихова с хозяйственными постройками и длинным плетнем. Для работ привлекались местные мастера, а на массовку (150 рублей в день) приглашались жители окрестных деревень и сотрудники базы. После того, как «актеры из Москвы уехали» руководство базы решило оставить домик Чехова. Жить в нем не разрешается, но коттеджи «с видом на Ялтинский памятник» стоят чуть дороже обычных (950 рублей за сутки).

Своими впечатлениями от съемок "Чайки" с корреспондентом «Полит.ру» поделилась Анна Терехова, сыгравшая в фильме Нину Заречную. Роль возлюбленного Нины, Константина Треплева, исполнил, напомним, родной брат Анны – Александр.

- Сложно ли было играть роли влюбленных  брату и сестре?

- Я могу точно сказать, что Сашке, конечно, было очень сложно. Он все время об этом думал, все время повторял: "Я не могу играть любовь к сестре. Я ее, конечно, люблю. Я тебя очень люблю, но не так". Но я понимала, что там страсти никакой не надо делать, у Треплева и Заречной ее и не было, потому что первая любовь еще немножко отстраненная. Они даже сами не знали, что им делать, как. Поэтому я и не думала относиться  к Саше как к мужчине, а видела в нем брата. Но я настолько нежно к нему отношусь, что я и не пыталась ничего вытаскивать из себя, кого-то вспоминать или что-то. Какой-то мимолетный поцелуй, ведь они еще друг друга стеснялись.

- Аня, не думаю, что такие фильмы приносят огромный доход актрисам. Что, помимо большого желания мамы, вас заставило сыграть в этом фильме?

- Я вам честно скажу, слава Богу, у меня нормальный был гонорар. (Один съемочный день актеров первой величины, таких, как Меньшиков, Калягин, Табаков стоит не меньше трех тысяч долларов. Съемочный день среднего актера стоит от 800 до 1000 долларов, а начинающих актеров - 100-200 долларов – «Полит.ру»). Он был не маленький, и я за это очень благодарна Маргарите Борисовне. Она всем актерам сделала, чтобы они были, может быть, не супердовольны, но довольны.  Но я вам честно могу сказать, если бы она мне сказала сниматься бесплатно, я бы снималась бесплатно. Правильно сказала Маргарита Борисовна, она это делала для нас, и может быть это действительно будет моей самой важной работой в кино и вообще в жизни. Я очень надеюсь, конечно, еще на что-то, и у меня в театре очень много работы. Но в данный момент Чайка-Заречная моя самая сложная и самая любимая роль в кино, и я за нее очень-очень волнуюсь, как она дальше пойдет.

- Будет ли «Чайка» участвовать в фестивалях?

- Да. Нас уже зовут на фестивали в Таллинн, в Ригу и в Гатчину. В Португалию мы, по-моему, уже не попали - не успели сделать перевод.

- Вы уже можете предугадать реакцию зрителя, который ходит в основном на американские фильмы? У вас нет такой задачи, чтобы фильм себя окупил, но как привлечь зрителя к Чехову?

- Мне кажется, что в данном случае можно только через Маргариту Терехову привлечь. Потому что она снимает этот фильм и еще там играет. Ее знают, помнят, ее любят, и зритель хотя бы на это пойдет. А вот какая будет реакция – сказать ничего не могу. Я считаю, что не было бы революции, если бы Чехова глубже изучали, потому что, что Чехов писал о таких вещах, событиях и чувствах, о которых всегда говорят. Они не бывают актуальными или не актуальными. Это обыкновенные, жизненные, человеческие отношения. Это любовь….

Константинов Лев
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).