Открою страшную тайну: я читаю Cosmopolitan. Но, собственно, что такого страшного в этой тайне? Множество успешных, умных и образованных девушек и женщин точно так же читают этот журнал. Но точно также часто признаются в этом, как в чем-то неподобающем – в самой читающей стране мира недостойно «опускаться» до каких-то женских журналов и тем более воспринимать их серьезно. «Да я просто картинки смотрю», - улыбается одна читательница. «Так, пролистываю для распрямления извилин», - посмеивается другая. «Ну-у, систематически не покупаю, но просматриваю – интересно бывает», - сознаётся третья. Действительно, интересно.
Просмотреть страницы моды и понять, чем в ближайшее время наводнятся все магазины. И человек с другими предпочтениями в одежде вновь будет проклинать судьбу, пытаясь найти в зеленом или бежевом море любимый черный или красный цвет или обнаружить хоть одни узкие, а не клешеные джинсы. Безнадежно – мода беспощадна к тем, кто ей не следует.
Пролистать непременные тесты, усмехнуться предсказуемости результатов – можно легко потешить свое самолюбие, получив наиболее лестный для себя ответ. Просмотреть свой гороскоп, кивнуть «Я так и думала!» в случае обнадеживающего прогноза, усмехнуться «Ерунда все это!» в случае неблагоприятного. Нельзя же, в конце концов, воспринимать это всерьез!Изучить психологические статьи, почувствовать себя читателем комикса из жизни марсиан.
Не может же быть, чтобы в нашем мире и нашем времени жило это загадочное племя «девушек Cosmo», тратящее на косметику три часа в день и тщетно пытающееся уменьшить содержимое косметички хотя бы до десяти предметов! Не может быть, чтобы в нашей реальности обитали эти странные мужчины, по мановению девичьей руки превращающиеся из «одинокого волка» в «болонку, которая носит розовый бантик и скачет на задних лапках». В описываемых типажах я не нахожу сходства ни с одним из своих реальных знакомых. Это хроники какого-то иного глянцевого мира. Здесь почти немыслимо предстать перед мужчиной «не при параде», здесь цветы и многочисленные (желательно дорогие) подарки – обязательный атрибут романа, здесь «туризм» - почти исключительно поездки в экзотические страны, здесь мужчина – глянцевое приложение к глянцевой реальности, которое можно лепить сообразно со своими желаниями и амбициями… Может быть, кто-то действительно живет этой глянцевой жизнью – но не я. И потому советы журналов для меня – не руководство к действию, а занятные нравоописательные заметки.
Впрочем, так дело обстоит не везде. Во Франции или Испании глянец зачастую гораздо серьезнее. Первый номер испанского Cosmopolitan, попавший мне в руки с целью подтянуть разговорный язык, был наполовину посвящен проблеме насилия в семье. Женские французские журналы, не только Cospmopolitan, но и Elle, и Marie Claire, систематически публикуют статьи о бедных или воюющих регионах планеты (в том числе о конфликте в Чечне), призывают к благотворительности или общественной мобилизации… Впрочем, и здесь номера напичканы теми же психологическими статьи, тестами, гороскопами, заметками о моде и путешествиях…
И хотя сходство тем и структуры меж "ими" и нами очевидно, мир европейских женских журналов почему-то не выглядит настолько искусственным. Хотя, казалось бы, русские издания адаптируются к нашим реалиям, да и реалии постепенно меняются… Может быть, в Европе пришли к власти «девушки Cosmo»? Глядя на очень похоже и просто одетых парижских студенток, я не могу поверить, что каждая из них прячет в сумке косметичку, с трудом сокращенную до десяти предметов. Впрочем, их и не учат этому искусству. Их вообще не столько учат соответствовать некому образу, сколько просто рассказывают о жизни вокруг них. Которая не сводится к глянцевому миру, хотя и изложена на глянцевых страницах.
Приведу лишь один пример. Читая очередной номер испанского Cosmopolitan, я дошла до рубрики музыкальных новинок. Обычно я ее пролистываю – я слушаю рок, и новинки популярной эстрады, которыми обычно заполняется эта рубрика, меня не слишком интересуют. Но взгляд остановился на знакомой обложке. Я перечитала колонку, ибо не поверила своим глазам. Однако это было так: женский журнал сообщал читателям о выходе последнего альбома Judas Priest, группы, которая по меркам глянцевого мира никак не предназначена для женских ушей. Больше того: в глянцевом мире эта группа вообще не существует. Разве что как «музыка в подарок бойфренду, если он такой ненормальный». Более того, анонсировавшийся Angel of Retribution – достаточно тяжелый и жесткий образец своего жанра. Словом, в русских женских журналах подобное, пожалуй, невозможно. Эпигон слишком боится нарушить правила, а мы в области глянца по-прежнему остаемся учениками, робеющими и несвободными.
Испанцы же допустили, что существуют девушки, слушающие рок и металл – и, по крайней мере в моем случае, не ошиблись. Может быть, именно эти «допущения» и способны оживить глянцевый мир, приблизив его к миру реальному. Ведь глянец – все-таки не учитель жизни и не идеал, а всего лишь неутомительное чтение. Стыдиться его вряд ли стоит. Как и возводить на пьедестал.
См. также: