будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Левкин Андрей

Машинка Шабельникова

Ключевые слова: Современное искусство, Бьеннале, Москва, октябрь. Бьеннале, собственно, идет уже давно, но ранее в Полит.ру не отражалось и данное упущение следует поправить. Что в ближайшее время и будет происходить. Вот, собственно, уже.

Обычно и традционно в случае с 3-ей московской опиcываются Гараж, Винзавод и, опционально, Бедное русское с "Красного Октября". Все это, конечно, мило и общедоступно, но надо бы как-то разнообразить историю. Вот, "Товарищество «Искусство или смерть»" на Гоголевском бульвре 10. Числится в "Специальных проектах", но это все равно, чем оно там числится, потому что это хорошая выставка. 

Легенда: "Товарищество «Искусство или смерть» сложилось в процессе деятельности группы молодых художников в Ростове-на-Дону в период 1986-1990 гг. … Группа включала в себя художников  - В. Кошлякова, А. Тер-Оганьяна, Ю.Шабельникова, Н. Константинова, А. Кислякова, В. Слепченко, Ю. Палаичева, поэтов М. Немирова, И. Буренина, рок-музыканта С. Тимофеева, администратора В. Лисовского". Далее в пресс-релизе можно найти описания причин и смысла данного объединения, но можно обойтись и без них, музейность в мероприятии отсутствует. То есть, вроде бы, формально с актуальным искусством не соотносится – предъявленные артефакты 84-92 годов (это точнее, чем 86-90), но все волне адекватно и сейчас.

Вообще, главных там трое - Кошляков, Тер-Оганьян, Шабельников – имея в виду количество представленных работ, а также их присутствие на сцене уже в нулевые. То есть, можно сказать так, что там предъявлено начало трех отдельных проектов и, значит, можно посмотреть, что из этого вышло. Но это скучный вариант.

Вообще, название – небольшой фэйк, как, собственно, и само товарищество. То есть, нет сомнений в том, что как-то они тогда были организованы в Ростове, но никакой специальной школы не произведено. Все вполне разные. Тер-Оганян как начинал тогда самовыражаться через переписывание всех подряд артефактов, так этим, собственно, и занимается. Ну вот мало чем Тер-Оганян тогда и теперь разнятся по подходу и особенностям креатива. Разве что тогда он как-то повеселее был (иллюстрация с сайта 3-ей Московской Биеннале).

Чуть интереснее с Кошляковым. Кошляковых там вообще примерно штук семь-восемь. Один раскрашивает чем-то анилиновым увеличенные фотографии, другой делает графику, третий – аж тяготеет к салону, производя разные цветные ночные бульвары. Четвертый составляет коллажи, пятый – ну вот что-то такое, с трудом рубрицируемое (иллюстрация с сайта 3-ей Московской Биеннале).

Ну а самый последний, что ли уже восьмой – ровно уже готовый тот, каким в основном существует и теперь: все это по картону, в 90- году уже так, как в период его максимума, достигнутого (IMHO, разумеется) на персоналке на Фабрике в 2006 году.

То есть, выходит, что деятельность данной группы лиц (двух – Тер-Оганяна и Кошлякова) определилась двадцать лет назад, претерпев впоследствии минимальные изменения. Ну, за исключением упадка веселости у первого и сужения ассортимента жанров у второго. В чем, разумеется, нет ничего ужасного, потому что время уточняет все.

А вот Шабельников в эту схему не попадает, сейчас он отсутствует в том виде, в котором был двадцать лет назад и в котором, в частности, предъявлен на этой выставке.

Это такой самый поздний чисто живописный Шабельников – согласно его словам, сказанным на Арт-стрелке в 2005-ом: "Пятнадцать лет назад я все еще занимался живописью. Хотя сейчас это никому не интересно. Это довольно узкая и специфическая область, и не новая к тому же. Сейчас модны новые медиа, виджеинг, перформанс, видео… Инсталляция - и то уже считается архаикой, хотя, конечно, дело не в этом. Понятно, что не важно как там тебя назовут, важно, наверное, отношение, способ рефлексии, позиция автора, наконец…".

Там у него дальше еще зачем-то грустные слова, но факт есть факт: его последующие работы уже связаны с добавлением к ним какого-то бокового смысла. Не сама по себе и из самой себя картина, а еще и внедренная сверху история. Точнее, наоборот – не описание истории - никак не беллетристика, но вовлечение изобразительного материала в эту свою историю. То выставка на тему старых заводов с призраками рабочих, то "Эзотерический футбол" (иллюстрация с сайта галереи АRTERIUM).

А также разные симпатичные объекты, вроде этих милых Уорхолов с выставки премии Кандинского 2007 года (иллюстрация с сайта Look At Me).

В общем, с виду как-то, казалось бы и не вяжется с тем, что Шабельников делал 20 лет назад и что теперь следует увидеть на Гоголевском 10. Но тут надо сделать оговорку: как-никак Полит.ру не есть сайт, который профильно изучает современное искусство. Даже если этим заняться и охота, из артефактов приходится извлекать (ну или добавлять на свой вкус) социогуманитарный смысл и другие отчужденные семантики. Так вот, все это не о личных качествах Hoch-Künstler'а Шабельникова, с ними сомнений нет. И даже не совсем о том, как было раньше и как стало быть теперь. Кроме того, автор статьи не является ни художником, ни арт-критиком, в связи с чем для него затруднена классификация сущностей, произведенных Шабельниковым по жанрам. Абстракция? Ну как абстракция, когда на некоторых работах видны какие-то фигуративные детали. Рука вот и ухо. Есть, вроде, совсем декоративные холсты – в некоторых случаях краска кладется толстым слоем и даже используется для производства объемных цветных финтифлюшек. Нет, при всем при том на декоративность не тянет и от салона далеко. Коллажи? Ну есть там пара коллажей, и что?

То есть вот да, это конкретная история 80-х годов, примерно от их середины: кто-то искал себе уместные варианты долгосрочного художественного поведения на предмет дальнейшего соотнесения с меняющейся реальностью. А кто-то писал собственные Finnegans Wake/"Поминки по Финнегану". То есть, заведомо герметичные дела – потому что там не рассказываются заданные истории, а они происходит внутри артефакта. Вот вся эта работа через изменение языка, придумывания – на очередную работу - очередного жанра и т.п. Тогда была какая-то такая пауза-щелка, что это интересовало многих. Даже не в том дело, что интересовало, такие варианты тогда получались. Так многие работали. Ну как многие, я, допустим, лично знал человек пятьдесят таких. Причем, многие так и живут. Не следуя, разумеется, чрезмерной однобокости г-на Джойса, но условно в той части жизни. Тут, понятно, дело не в упертости, поскольку раз уж ты оказался там, где умеют писать типа Finnegans Wake, то другое всерьез уже и не воспримешь. Короче, если у автора есть машинка, которая модифицирует язык, то ей, в общем, все равно с каким именно языком это делать.

На словах все это долго, зато Шабельников имеется сейчас в относительно большом (ну, дюжина) количестве работ того самого финнеганостроительного времени (иллюстрация с сайта Минкульта РФ; на выставке эта работа тоже есть).

Вот тогда, в 80-е эта машинка возникла, существует до сих пор, действует. Их, таких машинок, еще есть несколько, а точнее и не скажу. Штук тридцать точно осталось. Весьма возможно, что и больше. Не следует исключать и того, что появляются новые экземпляры.

Левкин Андрей
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).