будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Культура
Борисова Марина

Место встречи - «Территория»

Место встречи - «Территория»
terr

До 15 октября 2006 года как-то сложно было представить, что между художником Олегом Куликом и дирижером Теодором Курентзисом есть хоть что-то общее. Несмотря на то, что формально они существуют в одном времени, все у них разное: имидж, цели, язык, смысл поступков, аудитория. И  вдруг сходство проявилось - благодаря фестивалю «Территория». Этот поддержанный важными государственными институциями проект – по сути выставка современного актуального искусства. Но выставка с особым, можно сказать, внецивилизованным, первобытным смыслом – чтобы любой посетитель, независимо от своего культурного бэкграунда, почувствовал себя здесь своим. Смысл «Территории» -- проекта, несмотря на список культовых фигур за кадром и в кадре – отнюдь не высоколоб, а предельно гуманен. Если коротко и понятно, он – в создании новых коммуникаций. Тех, что проявляются непосредственно и быстро, как при сексуальном контакте. 

Фестиваль «Территория», прошедший впервые, - это экспозиция произведений искусства, взятых из разных, ранее совершенно обособленных областей, между которыми, наконец-то, выявлена зависимость. Для того, чтобы, встряхнув свои привычные культурные ощущения, мы установили личные близкие связи с новым искусством а заодно между собой. Чтобы возникла новая историческая общность – открытых к диалогу потребителей искусства, смотрящих на окружающий мир без страха и предубеждения.

Место встречи – современный мегаполис с его необъятными площадями и множеством автономных точек. Чтобы человек, знающий только свой маршрут (дом-работа-дом), ощутил большой мир не враждебным хаосом, а дружественной себе структурой, достаточно маленькой визуальной терапии – смотреть почаще на висящую в каждом вагоне схему метро. Точки соединяются веселыми разноцветными линиями, линии пересекаются, показывая возможность пересадок, все внушает позитивный настрой. Жить и работать в этом мире уже не так страшно: схема метро – знак порядка, победы над необъятностью и отчуждением. «Территория» позаимствовала этот принцип, сделав его смыслообразующим. Метраж фестиваля – плотно скомпонованная неделя, где представлены разные способы художественных коммуникаций: от спектакля до мастер-класса. Однако спрессованность имен, событий и контактов должна не подавить потребителя, а помочь ему уловить базовые принципы существования современного искусства – искусства, создаваемого сегодня и говорящего на современном языке.

Что объединяет, например, театр Kretakor из Венгрии, который привез спектакль «Blackland», проходящий по ведомству драмы, и  программу Lacrimosa, составленную из произведений современных композиторов и Густава Малера, проходящую по ведомству академической музыки? Что общего между театром «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга и программой «100 минут поэзии», представляющей современных авторов?

Фестиваль «Территория» призван доказать, что на самом деле жанровые особенности принципиального значения не имеют. Музыка, драма, танец, поэзия – части целого, с помощью которых возникает метасюжет, в котором проступают важные качества современной культуры -- свобода, смелость, радикальность, пассионарность. «Территории» интересно маргинальное искусство, создатели которого имею общее базовое качество: они сознательно нарушают табу, чтобы заострить свое болевое  ощущение жизни. На каком-то бессознательном уровне  они протестуют против буржуазного искусства с его конформизмом и комфортностью. Новые авторы стремятся к радикальному выражению радикальных ощущений.

Одним из очевидных проявлений этой позиции стал спектакль «Blackland» Арпада Шиллинга – соединение документа и гротеска, насилия и абсурда. Его основа – sms-сообщения, поставляющие на мобильные телефоны сводки горячих событий – спортивные скандалы, аборты, беженцы, сексуальные извращения. Форма театрального высказывания – череда номеров, где актеры в концертных костюмах (фраки, черные платья) с музыкальными инструментами, ладно поющие на много голосов, доводят каждый скромный сюжет до кошмара, болезненно заостряя способы выражения: если уже ненормативная лексика – то каскадом, если уж обнаженные половые органы – то крупным планом (с помощью видеокамеры). Любая тема – что добровольное использование кларнета в качестве сексуального орудия, что насильственная сдача  мочи на анализ – доводится до невозможности, когда кажется, что сейчас все лопнет. Смелость режиссера, вскрывающего таким образом абсурдность общественного регламента, как и непринужденность актеров, допускающих любые манипуляции со своим телом и при этом не теряющих достоинства, вызывает уважение и даже восхищение. Возможно именно этой свободы, проявляемой, в т.ч. через телесность, так не хватает современной европейской цивилизации с ее отшлифованной системой правил поведения.

Однако после продолжительного, непроизвольного, почти животного смеха, вызванного большинством сценок, вопрос, зачем это было нужно, надвигается с неумолимой силой. Если здесь только провокация с  целью вывернуть все наизнанку, то это слишком просто и не дотягивает до полноценного театрального высказывания. Понятно, что все извращения не просто так – это форма протеста против разного рода  унижений: издевательства одной человеческой особи над другой принимает такие закрученные формы, что сквозь смех проступает отчаяние и сострадание к жертвам. Однако этих эмоций недостаточно, чтобы считать такие высказывания полноценными  в театральном смысле. Чего-то самого главного здесь не хватает – острые ощущения реальности не складываются в новое художественное целое. Но, возможно, такой результат современному провокативному искусству и не нужен?

Все-таки, нужен, если судить по спектаклю «Тебе, Воланчик!» режиссера Элизабет Ле Компт  (театр The Wooster  Group, США). Его основа –  версия Пола Шмидта «Федры» Расина, от которой остался только остов -- изнурительная страсть Федры (Кейт Вальк) к своему пасынку Ипполиту (Ари Флиакос),  доводящая ее до изнеможения и смерти. Форма спектакля – игра в бадминтон, фокус – стремительный волан, посылаемый резкими точными ударами игроков. От первого сета, сразу создающего  ощущение экстрима, будто ставка – жизнь, сразу охватывает какое-то невозможное, опасное безумие. Такое, что состояние Федры – она появилась, но от внутреннего напряжения не может издать звука, понятно без слов: страсть погасила  рассудок, тело – воплощение похоти, оно функционирует автоматически, зацикленное на совершаемых публично и без стыда физиологических проявлениях, смысл которых – дать хоть какое-то облегчение страдающей плоти.

Любовная страсть и спорт, сексуальное желание и физиология – острые сочетания, за которые можно быть благодарным режиссеру Элизабет Ле Компт. Ясно, что телесность спектакля – не эпатаж, а язык, которым раскрывается что-то безысходное: страсть – не пафос и красота, это катастрофа -- нечто на пределе жизни, изнуряющее, обреченное. Чего не хватает этому театральному высказыванию – так это развития и завершения мысли, в котором открылось бы новое качество. А так кажется, что между первым выходом застывшей от вожделения Федры и финалом -- ее окаменевшее тело лежит на полу, дистанцию в 1 час 20 минут можно было сократить как минимум вдвое.

Но деструктивность – не единственный образ фестиваля «Территория», претендующего на создание современной картины мира. В ней, кроме негативных эмоций, необходимых для полноценной культурной жизни, была и столь же необходимая духоподъемность. Одно из ее проявлений – программа Lacrimosa дирижера Теодора Курентзиса, где музыка говорила о смерти, но была так нестерпимо прекрасна, что только обостряла чувство жизни. Это относилось и к сочиненной почти сто лет назад «Песни о земле» Густава Малера, и к произведению умершего недавно француза Жерара Гризе «Четыре песни, чтобы переступить порог», исполненного великолепным ансамблем Klangforum Wien  и солисткой Доротеей Милдс из Австрии, которую можно назвать открытием сезона. Второй кульминацией фестиваля стал финальный вечер в Политехническом музее, поставленный Кириллом Серебренниковым. Герои программы,  возрождающей образ знаменитых поэтических вечеров 1960-х, --  поэзия и поэты. Стихи в режиме нон-стоп в многоголосном исполнении авторов, актеров и народа оказались самой действенной терапией «Территории». Ее главным открытием стали наши соотечественники -- молодые люди, одержимые созданием вербальных образов. И то, что эти 100 минут они убедили зал в том, что мир, в котором мы живем, прекрасен, стало самым сущностным открытием фестиваля современного искусства «Территория».

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).