Актеры Левитина отреагировали на это единственным доступным для себя способом. Они сказали, что будут охранять своего мастера днем и ночью. «Теперь будем жить вместе», - мрачно пошутил Левитин. Между тем, настроение этого экстренного собрания в театре было откровенно мрачным. Кроме актеров известного театра в «Эрмитаж» пришли друзья Левитина – критик и телеведущий Владимир Оренов, художник Евгений Добровинский, композитор Юлий Ким и многие другие.
Итак, еще один театр попал в криминальную хронику. Такое уже было в нашей постсоветской истории. В начале 90-х годов, пытаясь выжить в новой рыночной реальности, один за другим руководители театров стали подселять к себе "коммерческих" соседей – кафе, рестораны и бары, офисы и дискотеки. Театральные репортеры помнят удивительную пресс-конференцию, собранную Леонидом Хейфицем, тогдашним руководителем Театра Российской армии прямо в квартире. После серии угроз от лица тех, кто хотел распоряжаться доходами от аренды крупных площадей в выгодном театральном здании, на него было совершено нападение в собственном доме. Перепуганные лица его коллег явно говорили о страхе, который пришел в их жизнь вместе с новыми обстоятельствами российской экономики. Марк Захаров жаловался, что ежедневно ощущает кровавый привкус этого опасного соседства. Леонид Хейфец, испугавшийся не на шутку, из театра Армии ушел и так и не решился больше возглавить какое-либо театральное дело.
Кажется, он понимал, что история только начинается. Во второй половине 90-х возникла иллюзорная уверенность в том, что времена криминальных переделов собственности ушли навсегда вместе с бандитской эпохой младенческого российского капитализма. Но вот совсем недавно, в ноябре прошлого года подожгли театр «Около дома Станиславского», руководимый Юрием Погребничко. «Погребничко погребли», - мрачно пошутил его коллега по несчастью Михаил Левитин. Несмотря на то, что мэр Москвы Юрий Лужков заверил Погребничко, что здание отреставрируют, и театр сохранят в его прежнем помещении, никаких денег на ремонт пока не поступало, никакие документы о начале ремонтных работ не подписаны, и спектакли не играются вот уже два месяца. Этот поджог по версии Погребничко, поддержанной следственными органами, связан с крупной стройкой, которая разворачивается вокруг театрального особняка в Вознесенском переулке.
Сегодня театральные деятели с волнением обсуждают предполагаемую театральную реформу, по которой многие театры могут исчезнуть из городских ландшафтов, перепрофилировавшись, например, в клубы и казино. Но уже сегодня маленькие театры, сладкую добычу для предпринимателей, в центре столицы можно просто уничтожить. И для этого есть несколько способов – от случайных пожаров до случайных убийств.
Михаил Левитин в конце прошлого года подумал было, что болен манией преследования: пара молодых людей по утрам регулярно появлялась около его дома и следовала за ним. Но 31 января в дверь его квартиры позвонили, а потом раздался телефонный звонок с руганью и угрозами: еще раз войдешь в театр – убьем. Это не первая история угроз в отношении театра «Эрмитаж». Находящийся в знаменитом и любимом московском парке этот театр, очевидно, не дает покоя многим заинтересованным лицам. Два года назад туда стали являться люди с бумагами и требовать выселения. Тогда Левитин объявил голодовку, к которой присоединились его друзья – Фазиль Искандер, Сергей Соловьев, Сергей Юрский, Борис Мессерер, Белла Ахмадулина и другие не менее именитые люди культуры. Театр отстояли.
Два дня назад Левитин написал письмо прокурору и мэру Москвы, еще одно письмо написано и подписано крупнейшими деятелями российской культуры – Петром Фоменко, Марком Захаровым, Галиной Волчек, Сергеем Юрским, Владимиром Дашкевичем, Валентином Гафтом, Юлием Кимом. Все они обеспокоены угрозами в адрес режиссера и театра и считают это опасным симптомом.