будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Культура
Борисова Марина

Милосердие для бедных

Милосердие для бедных
mozart.gif

Нет лучшего средства для встряхивания публики, чем фестиваль. Фестиваль – это не  просто череда концертов. Это тема, под которую подверстывается все, что угодно, причем с блеском, с успехом, с выгодой. Возьмем, к примеру Вольфганга Амадея Моцарт, автора всегда привечаемого в России. Как только Моцарт из просто композитора превращается в культурный брэнд и становится фестивальным наречием, интерес к нему публики вырастает во много раз.

Предыдущий всплеск наблюдался в 1991-м, когда минуло ровно 200 лет со дня загадочной смерти гения, прожившего неполных 36. В 2006-м Моцарту исполняется 250 лет со дня рождения. Значит, приготовимся к подарочным акциям, которые так дороги российской общественности. Первый юбилейный взнос  поднесен загодя – 7 октября в Большом театре состоялась премьера «Волшебной флейты» (материал на polit.ru от 10.10.2005).
Небольшая загвоздка спряталась в самой дате – 27 января, крайне неудобной по нашим меркам для справления обрядов. В смысле, что едва юбилейный год начался, как скоро все закончится, и надо поспешить. Это в родной Австрии любовь не зависит от сезонных предложений: традиционный Зальцбургский фестиваль, на котором в этот раз будет поставлен весь оперный Моцарт, все равно пройдет, как всегда, в августе. А в России всплески народной любви зависят от сроков, поэтому нужно управиться к концу января, после чего Моцарта поставят на полку и его сменят другие герои.

Московская филармония учла эту национальную особенность. Еще не закончились официальные новогодние каникулы, как начался фестиваль Моцарта (8—31 января). Его ударные точки обозначат вестники из Австрии: камерный оркестр «Камерата Зальцбург» под управлением Роджера Норрингтона (18 января) и Венский хор мальчиков (28 января). Если это случится, мы сделаем серьезные шаги по внедрению в мировой контекст и в деле глобализации культуры, ибо то, что пока является для большинства россиян глухими австрийскими мифами, станет осязаемой реальностью. Мировые, так сказать, брэнды, войдут в нашу жизнь. А вот началом феста был отчаянный российский поступок -- постановка оперы «Милосердие Тита».

«Милосердие» в Концертном зале им. Чайковского – выходка хоть и спланированная, но все же бесшабашная, рисковая. Опера эта сложна для пения (требуются особо пластичные голоса и инструментальная техника вокала) и для восприятия (однообразная структура по принципу: речитатив – ария укачивает моментально), а история о римском императоре, неизменно великодушном, несмотря на предательства подданных, взволновать может разве что антиквара. Но главное в том, что эту оперу у нас не знают, а значит, не хотят и не любят. Это не какая-нибудь «Свадьба Фигаро», которая, хоть и не идет в России, но любима заочно за живую прекрасную музыку и почти нарицательное имя главного героя. После мировой премьеры в Праге в 1791-м «Милосердие» появилось в России (1717 – Петербург, 1818 – Москва), но  частью русской культуры не стало, как и сама итальянская опера-seria (буквально: серьезная опера), абсолютно чуждая нам по духу, по ведомству которой «Милосердие» числится. Сегодня, когда весь мир переживает многолетний бум этого старинного жанра, мы верны себе: «Милосердию» нечего рассчитывать на широкий интерес в наших краях – чтобы он появился, надо много работать ради далекого результата.

И вот вся эта предыстория была разом перечеркнута: не «Свадьба», не «Дон Жуан», ни «Флейта», ни «Так поступают все женщины», а именно «Милосердие» стало юбилейной визиткой Моцарта в России.  Опера не только спета (что уже почти подвиг для российских певцов, не работающих с таким материалом), но и воспринята с энтузиазмом. Аншлаг при дорогих билетах, ажиотаж у окна администратора и традиционная давка в проходе в зал, наконец, почтительное внимание во время действия и шумный прием после говорят о том, что «Милосердие» стало не только вежливой данью, но и общественным событием. Что невероятно, если учесть, что эта опера со всеми потрохами, в том числе и либретто (обработка текста гениального либреттиста 18 века Пьетро Метастазио, крестного отца жанра seria) – для нас сегодня не более, чем старинный казус.

Однако не будем спешить с выражением восторга по поводу российской инагурации Тита. Да, за один вечер этот персонаж вошел в нашу жизнь, однако от этого мы ни на шаг не приблизились ни к Моцарту, ни к европейским культурным ценностям. «Тит» останется достоянием местного розлива. И дело не в качестве исполнения – оно было не аутентичным, но вполне деликатным – как по части певцов, где выделялась Лариса Кюстюк в доминантной роли Секста, так и по части оркестра по управлением Владимира Понькина.

Дело в том, что за «Тита» взялся театр «Геликон-Опера». А как известно, ее режиссер Дмитрий Бертман имеет одно качество, которое только крепнет с годами. Все, за что он ни берется, вписывается им в российско-московскую среду, а именно в стиль домашнего спектакля для небольшого зала на Никитской. Там, где дирижер сидит почти на коленях у публики, а артисты поют почти на коленях у дирижера, есть особая атмосфера братания с музыкой независимо от ее происхождения. Каким бы оно ни было, оперу всегда проглотит бурлескная среда с ее задором и незатейливым юмором. Там с пониманием относятся к первейшей потребности публики потрогать все руками. В том числе и святое искусство. С ним не носятся в белых перчатках, его опускают на панель повседневности.

Данное «Милосердие», впервые показанное в провинциальной Испании, создано в  жанре продукта массового спроса, что означает, что все должно быть доступно, понятно и удобно публике. Для этого отсекаются все речитативы secco, идущие под чембало. Опера сокращается на одну треть, исчезает каркас sеria (напряженный речитатив, ведущий к вершине аффекта -- арии), интрига улетучивается, сюжетные линии теряют смысл. Остается череда соло с вкраплением ансамблей, от чего начинает укачивать на втором номере – с исчезновением secco, где герои увлеченно дискутируют, исчезает контрасты и спускается пружина действия. Остатки музыки переставляются в произвольном порядке. Самое прискорбное, что всем случившемся публику даже не ставят в известность. Видимо, считается, что подлинник ей неинтересен в принципе, что ей довольно Моцарта для сбыта на Арбате.

Все остальное также соответствует товарной марке «Моцарт для бедных». Чтобы зрителю было чем занять глаз, вводятся двойники двух персонажей – Секста и Анния, причем разные по весовой категории герои одеты одинаково: четверо в одном костюме – это уже слишком, если учесть, что персонажей в seria всегда можно сосчитать по пальцам, как правило, их шесть, из которых главных – четыре. Новые лица создают путаницу (не всегда ясно, кто есть кто), и оба действия можно гадать, кто это такие и для чего они совершают столько манипуляций. Однако трудиться не стоит: они здесь просто так, для тумана, чтобы на сцене что-то двигалось, и «Тит» имел хоть какие-то признаки жизни. Не менее загадочно выглядит водоем  поперек сцены, который певцы и статисты осваивают босыми стопами, одеждами и телами. Зачем он нужен, ясно  (для создания «шоу»), но от этого не легче. Шоу все равно не возникает, для него требуются другие вложения и техника. Однако для бедной на впечатления оперной публики прямоугольная ванночка с водой – уже сильный раздражитель: все-таки что-то она символизирует, на что-то намекает. Ну, например, на некую свободу: вот певцы не только поют, но и непринужденно мокнут, утверждая имидж «Геликон-Оперы» как театра тренированных тел.

Все прочие манипуляции даже не вызывают вопросов: это незамысловатые физические действия, какими лет 30 назад можно было создавать театральную пародию на античность -- с помощью золотых и черных плащей, проходов вдоль водоема и размахиванием древком знамен в такт марша. Дополняют игры в Древний Рим гомосексуальные штрихи – Тит пристает к другу Сексту как раз в тот момент, когда тот мучается виной от предательства императора. Заканчивается спектакль, в соответствии с массовыми представлениями о древних зрелищах, оргией: после сокрушительного по нравственным мукам заключительного монолога Тита, народ падает в бассейн для занятий групповым развратом.

Спору нет, в современном театре возможно все. Даже если опера впервые является  в России, никто не связан обязательствами донести ее текст (музыку и либретто) до публики и создать полноценный современный продукт, где старая мораль станет новым человеческим переживанием. Значит, в России нет желания и средств, чтобы подступиться к Моцарту с уважением. Ведь если серьезно, то «Милосердие», как и весь жанр seria – искусство для очень богатых. Оно подразумевает тщательную работу с источником, аутентичное исполнение, современную по технологии сцену и образное мышление постановщика. Для чего же еще затевать воcкрешение раритета, как не для того, чтобы все мы замерли  от красоты и ясности этого чуда. Чтобы история, выдуманная итальянским поэтом Метастазио на основе исторической канвы и озвученная Моцартом (а до него это сделали 50 авторов), обрела власть над нашими чувствами и умами.

Однако у российских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока.

См. также:

Марина Борисова. Срочное прохождение дистанции.

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).