будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Культура
Борисова Марина

Миром правят злючки

Если судить о нашем времени по последней премьере Мариинского театра -- «Фальстафу», вывод будет неоригинален: «Ужасный век, ужасные сердца». Чтобы передать содержание спектакля, довольно  нескольких  слов: пожилого симпатичного человека замучили насмерть модные черствые тетки. Чтобы эта тема стала неотвязным и невыносимым эмоциональным переживанием, сделан спектакль «Фальстаф». Его автор, Кирилл Серебренников, в рекомендациях не нуждается. Как никто, Серебренников чувствует современную драматургию и современную фактуру жизни. Однако «Фальстаф» -- не жесткая новая пьеса,  а лирико-комическая опера великого Джузеппе Верди (мировая премьера в Милане в 1893), последнее слово итальянского жанра буффа.

Разумеется, буффа вовсе не означает оголтелый идиотический комизм. Буффа – не только жанр, но и взгляд на мир: все в мире – игра, а игра – это смех сквозь слезы. Мы не только смеемся над одураченными, но и сочувствуем им: их время кончилось, они обмануты молодыми, у которых жизнь впереди. У старых все в прошлом, и они остались в дураках. Альмавива женился на молодой воспитаннице Розине, и бедный доктор ни при чем; заключительный ансамбль славит любовь и молодость, а каково при этом Бартоло? Старый плут сэр Джон Фальстаф идет на свидание в ночной парк, а за ним следит и над ним издевается весь Виндзор. Заключительный ансамбль с хором смягчает серьезность ситуации, но это только видимость. За внешним перемирием скрыт грустный подтекст: старик со своими причудами – лишний в здоровом и правильном обществе.

Его прагматизм не только скучен, но и страшен: новое общество вообще не имеет человеческого лица – вот что обнаруживает спектакль Кирилла Серебренникова. Люди, настроенные на успех, готовы уничтожить все, что не вписывается в их картину мира и хоть как-то мешает им поддерживать свое бессмысленное пребывание на земле. Новая русская буржуазия  лишена даже скромного обаяния. Хорошо одетые и хорошо пахнущие манекены, у которых все сводится к цепочке: бабки-герлы-автомобили-шмотки. Они ничем не заняты, кроме поддержания своей  безупречной формы и желанием произвести впечатление друг на друга: фитнесс-клубы, салоны красоты, светские тусовки, ну, бизнес, наконец. Эти отмакияженные уроды в дорогих тряпках издеваются над простодушным Фальстафом, заманивая его в ловушку: сначала топят в реке, потом насмерть запугивают в парке. Индустрия травли поставлена на респектабельную ногу и полна изощренных мерзостей.

Вот, к примеру, начало интриги. К Фальстафу, принимающему ванну, приходит церемонная сводница Миссис Квикли (Мзия Ниорадзе) и начинает распалять его воображение рассказами о томящихся в любовной страсти женщинах – шикарной стерве Алисе Форд (Татьяна Павловская) и томной гадине Мэг Пейдж (Анна Кикнадзе). Тут же уродские дяденьки в майках (черти в современном обличье) выкатывают фургончик  с балеринкой, которая похотливыми движениями показывает суть дела. Дальше – больше. Когда к Фальстафу подваливает бизнесмен Форд (Василий Герелло), который под видом торговца  Фонтаны просит соблазнить недоступную Алису, появляется стайка невест-девственниц, которые ложатся на пол и покачивают стоящими лилиями – символ чистоты становится символом непристойности.

К финалу количество напомаженной и разодетой гадости достигает критической массы. Оргия в Виндзорском парке – просто шабаш, где по бедному Фальстафу, сидящему на металлической кровати с полосатым матрацем (она вполне достойна публичного дома), скачут вампирши в нижнем белье, трансвеститы в сетчатых чулках и прочая нечисть; наконец, беднягу погребают заживо, заваливая цветочными венками.  Натешившись и  заодно уладив свои матримониальные дела (помолвка детей), новая буржуазия разбегается в поисках новых приключений и жертв. Спектакль богатых закончен. Под неоновой надписью белыми буквами на красном фоне «Tutto nel mondo e’ Burla» («Миром правит шутка»  -- первая фраза финального ансамбля) Фальстаф падает замертво.

Предыдущий раз «Фальстаф» ставился в Мариинке  в дорежиссерскую эру – в 1894-м (первая постановка оперы в России). Новый «Фальстаф» отражает время, в котором мы живем. Это уже не режиссерский театр. По большому счету, это вовсе не опера, и даже, учитывая обилие движения, придуманного Аллой Сигаловой, не опера-балет. Опера «Фальстаф» превратилась в зрелище «Фальстаф». Здесь к Верди относятся внимательно, но не наделяют его исключительными правами. Кастинг хорош: все певцы на месте и соответствуют статусу ансамблевой оперы. Фальстаф -- удача спектакля и звездная роль Виктора Черноморцева: к этому большому и совсем беззлобному существу испытываешь симпатию и сострадание. Но главное здесь не чье-то соло, и не сама ажурная партитура, которая у оркестра под управлением Валерия Гергиева не претендует на внимание публики. На этот спектакль надо идти не ради музыки.

По сути, это экстремальное шоу в холодной эстетике глянца: всякая мелочь этой истории превращена в самодостаточный, разфуфыренный и упакованный в целлофан аттракцион, где есть на что посмотреть – от современных хай-тековских интерьеров (сценография – Николай Симонов) и одежды дорогих марок (костюмы -- Ольга Резниченко и Кирилл Серебренников) до летающих черных кадиллаков и карнавальных чучел. Как в настоящем шоу, здесь все время что-то движется. Здесь есть где проявить себя актерам: видно, что они не только ловко себя чувствуют в шикарной  одежде, но что их очень увлекает быть стервами и негодяями. Они вполне уловили  суть своих персонажей – им нравится быть ухоженными и производить впечатление. Наконец, им вполне удалось  издевательство над единственным нормальным человеком.

 

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).