будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
кино
Июль 4, 2025
Культура

«Монастырь» братьев Дарденнов

«Монастырь» братьев Дарденнов
dardenne1

В Москве побывали обладатели Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля этого года режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны. Со знаменитыми бельгийцами встретилась и побеседовала Вита Рамм ("Эхо Москвы").

СПРАВКА. Братья Дарденны начинали как документалисты. В 1975 году они основывали компанию "Derives", которая на сегодняшний день выпустила около 60 документальных фильмов, включая их собственные. В 1994 году они организовали кинопроизводственную компанию "Les Films du Fleuve". В каннской официальной конкурсной программе в 1980-90-е годы участвовало четыре их работы. Дебютом  был фильм "Обещание" (La Promesse, 1996 г.)  А фильм "Розетта" (Rosetta), поставленный Жан-Пьером и Люком Дарденнами, в 1999 году уже удостоился "Золотой пальмовой ветви". На следующий год один из братьев – Люк Дарденн -- был приглашен возглавить жюри  короткометражного кино.  В 2002 году в Каннах приз  за "лучшую мужскую роль" получил «талисман» братьев Дарденнов Оливье Гурме, сыгравший в фильме "Сын". В 2005 году в Каннах состоялся повторный триумф режиссеров – их фильм «Дитя» стал обладателем «Золотой Пальмовой ветви». 

                                                             *         *         *

Первое впечатление  - у Жан–Пьера (тот, что постарше) тип лица, схожий с Клинтом Иствудом. Говорю ему об этом, он реагирует вежливо –«в России все женщины говорят мне об этом, но присмотритесь к моему брату Люку – он слегка похож на Джека Никольсона». 
     
В Интернете есть информация, что Люк Дарденн  ведёт мастер-классы для сценаристов в Свободном университете Брюсселя.  Легко ли поступить к братьям Дарденн? Что для этого нужно, кроме знания французского языка, например? Могут ли ребята из России приехать к вам в Бельгию учиться? Или устроится на съемочную площадку?

ЛЮК ДАРДЕНН. Если пошутить, то надо прийти в «наш монастырь» и просто принять устав, по крайней мере на 6 месяцев. Это исключает любые   удовольствия. Но,  если  всерьез, то приехать и поучиться у Дарденнов совсем несложно, потому что мы снимаем  простые  фильмы, которые повествуют о простых историях. Я  учу своих студентов писать такие сценарии, которые были бы близки им, которые исходили бы из их внутреннего мира.

ЖАН ПЬЕР ДАРДЕНН.  Но,  чтобы снимать кино,  совсем не обязательно приезжать в Бельгию и учиться, работать у Дарденнов. В России есть величайшее богатство - литература, и нужно просто взять и начать работать, что некоторые и делают. Больших денег для этого не требуется.  Необходима всего лишь  одна камера, один микрофон. Главное  не поддаваться  иллюзиям, миражам.  Все остальное, кроме серьезного отношения к работе – это блажь. Никогда не надо отдаваться радующей глаз, блестящей мишуре.  За этой иллюзией  стоит сатана, который может вас совратить. 

Ваш герой в фильме «Дитя» в финале плачет. По-разному мои коллеги отнеслись к этому плачу. Одни восприняли это как его очередную игру, другие поверили в его тоску, третьи  стали думать, что герой, пройдя испытания, повзрослел. Какая трактовка близка к вашей?

ЛЮК ДАРДЕНН.  Бруно как раз меняется в тот момент, когда плачет, и становится человеком, мужчиной, взрослеет. Он смотрит на Соню и, может быть, в первый раз осознает, что она его любит и впервые за фильм, за время, прошедшее с  появления ребенка, задает вопрос о ребенке: "Как Джимми, как он?". Это осознание что что-то изменилось.

ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН. В фильме рассказывается о паре молодых, которые любят друг друга, но которые должны найти друг друга.  Они потерялись  в этом мире, но могут  преодолеть препятствия.  Вместе или порознь. И нам кажется, что они могут вновь найти  друг друга. 

Ваши фильмы часто получают экуменические премии, награды. Считаете ли вы себя религиозными режиссерами? В одной рецензии о фильме «Сын»   вас даже  назвали   экранизаторами Евангелия. 

ЛЮК ДАРДЕНН. Мы,  конечно, совершаем чудеса, но сейчас, пожалуй,  не будем об этом рассказывать. Сравнение возникло, может быть и потому,  что нас называют братьями.  Братья Дарденны, а братья в католической религии – монахи.  Когда наш Жереми Ренье (исполнитель роли Бруно),  получил приглашение  на роль, он сказал своим друзьям: «на 6 месяцев я ухожу в монастырь».  (Смеется... Люк,  вообще,  часто смеется. Жан Пьер, наоборот, даже улыбается редко).

ЖАН –ПЬЕР ДАРДЕНН.  Мы достаточно строги с нашими актерами и не оставляем им свободы,  в каких-то рамках, конечно. Но, если говорить всерьез, то,  может быть,  такое мнение сложилось потому,  что наши фильмы повествуют о людях, о движение души, а религия она тоже призывает к внутреннему движению. У каждого из наших героев есть какой-то ритуал, который они совершают, и это помогает им жить. Наверное, из всех наших героев больше всего ритуалов было у Розетты, может быть, потому что она была самая одинокая.

ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН. Наши  герои  всегда одиноки. И они  встречают других героев, таких же  одиноких: Розетта, Оливье, Бруно. И в Ветхом Завете,  в Новом Завете очень много разных глав, описывающих встречи двух людей. И у нас в фильмах тоже очень много встреч двух людей. Может быть, это из-за этого сравнение.

Вы «встретились» в одной семье,  в детстве. Что должна была делать мама, что ваша встреча долго так продолжается?

ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН – Она пела. 

И это успокаивало?

ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН. Она пела на сценах (не на мировых), на сценах сел, деревенек, оперетты. Когда мы были маленькими, и между нами начиналась ссора,  мама сажала нас на диван и пела нам песни.

И все же, кто в вашем дуэте  говорит «мотор», кто говорит «снято»?


ЛЮК ДАРДЕНН. Мы все время работаем слаженно, все время работаем вместе. У нас на площадке есть камера, есть экран, который подсоединен к камере, один – у экрана, один – у камеры, и мы взаимозаменяемы, ни у кого нет точного места. Все время обсуждаем фильм, все время вносим какие-то исправления, снимаем. Главного нет.  Перед самими съемками у нас обязательно репетиции с актерами, которые длятся очень долго, по несколько часов, так что,  в конце концов, это наш фильм, у нас общее видение.

Может ли  кино  помочь изменению мира? Причиной убийства кинорежиссера Тео Ван Гога   в Амстердаме  стали его фильмы. Значит ли это, что  Европа стоит перед такой серьезной проблемой, как политкорректность?  Ведь воспринимается эта политкорректность как слабость и новые этнические поселения начинают диктовать свои условия. Как  не впасть, с одной стороны, в расизм, а с другой, сохранить самобытность, скажем так, европейские христианские ценности?

ЛЮК ДАРДЕНН. Я считаю, что людей, которые убили Тео Ван Гога (это страшное убийство), надо отправить в тюрьму. Они принадлежат к группировке, которая, на мой взгляд, самая страшная сейчас - к исламистам. Но помимо исламистов,  есть и другие люди, мусульмане, которые просто хотят путешествовать, смотреть на мир, делиться своими знаниями, получать другие знания. 

В современном мире существует большая опасность, что люди будут смешивать эти два понятия: мусульмане и исламисты. Я считаю, что мусульмане должны собраться. Если они соберутся все вместе и обсудят главные вопросы, это будет шаг к миру, к миру на земле. Они, как мне кажется, должны собраться вместе, как это было со Вторым Ватиканским Собором, и обсудить свои традиционные взгляды, свое отношение к женщине внутри религии и также отношение своей религии к другим религиям: к еврейству, к христианству, к остальным людям и дать больше свободы мусульманам верующим, больше свободы внутренней. Это будет еще один шаг к эволюции мира. 

ЖАН ПЬЕР ДАРДЕНН.  В кино, мне кажется, очень важно  показывать  человека, который меняется,  мир, который меняется тоже. Вся история кино в этом и заключается.  Посмотрите на Чарли Чаплина. Только такие фильмы могут остаться  на долгие годы в памяти и стать великими фильмами. И, может быть, таким образом,  кино заставит задуматься и измениться самого зрителя. 

В мире есть только несколько режиссеров, которые обладают Каннской Золотой Пальмовой ветвью. Как в этой связи к вам относятся в Бельгии? У ваших дверей очереди финансистов, желающих  поддержать ваш следующий проект, вы ужинаете с королевской семьей… Чувствуете ли себя национальными героями Бельгии?

ЛЮК ДАРДЕНН. К сожалению, нет, потому что искусство – это не спорт. Команда футбольная или игроки большого тенниса – вот, это национальные герои. Я вообще езжу еще на автобусе или на поезде или пешком хожу иногда. Конечно, мы стали знаменитыми. Я считаю, что это хорошо, ведь режиссеры всегда остаются  несколько в тени. Слава – это для актеров.

ЖАН-ПЬЕР ДАРДЕНН. У нас не так много денег в стране, чтобы делать кино, поэтому мы вынуждены искать партнеров за границей. И так как у нас индустрия кинематографа не очень хорошо развита, каждый кинодеятель должен возделывать сам себе свою дорогу. А потом мы видим, Бог, он своих узнает. А то, что мы получили Пальмовую ветвь, лишний раз доказывает состоятельность Каннского фестиваля. Это пример того,  что и с небольшим  бюджетом можно сделать хорошее кино.

читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).