В Москве прошел II-ой Большой Фестиваль Мультфильмов, организованный театральным критиком Диной Годер и специалистом по организации анимационных фестивалей Марией Терещенко.
За 2 недели (фестиваль длился 1 по 16 ноября) в 10 кинотеатрах столицы показали более 300 коротких и 6 полнометражных мультфильмов со всего мира (было несколько премьер), а также документальное кино об анимации. Такой «калейдоскоп» мультфильмов в столице показывают второй раз. Обычно мультфестивали проводятся в провинции, поэтому увидеть панораму современной анимации могут далеко не все желающие.
Показы были разделены на взрослые и детские. Детская часть проходила в «разбросанных» по всему городу кинотеатрах. Полную программу взрослых анимационных фильмов показывали в модном "Актовом зале". Мультфильмы смотрели в неформальной обстановке: часть зрителей (среди них нередко присутствовали и сами организаторы) валялось на разбросанных по полу пуфиках, часть - сидела на специальных скамейках. Такой формат мероприятия отлично подходил для показа мультфильмов, обстановка располагала к открытому выражению эмоций: зрители хлопали в ладоши и кричали «браво!».
Особой атмосфере показов способствовало то, что зал кинотеатра располагается в здании бывшего завода со всеми вытекающими: неотштукатуренные стены покрашены черной краской, в потолке видны следы от отверстий, через которые раньше на улицу выводились трубы; в стены встроены батареи, по которым медленно и гулко переливается вода. Последнее придавало какой-то психоделический эффект (особенно философским и арт-хаусным мультикам).
Победителей фестиваля выбирали не жюри, а сами зрители: перед входом в зал каждому выдавали анкету, где нужно было отметить лучший мультфильм среди детских программ, в программах "Премьеры" и "Победители".
Взрослая программа фестиваля отличилась масштабностью: зрители смогли познакомиться с историей и увидеть работы крупнейших студий России и зарубежья: 1-ой негосударственной российской студии "Пилот", созданной Александром Татарским (он придумал "Пластилиновую ворону") (в рамках фестиваля действовала выставка, посвященная ее 20-летию), студии "Паннонии" (Венгрия), эстонской Nukifilm, португальской Filmografo, французской Gobelenis. Москвичам показали несколько премьер полнометражных фильмов: восстановленный мультфильм 20-х годов "Приключения принца Ахмеда" Лотте Райнингер (который считается первым полнометражным в истории), "Сита поет блюз", снятый американкой Ниной Пейли, "Жизнь без Габриеллы Ферри", - свежую картину известнейшего эстонского мультипликатора Прийта Пярна.
В рамках БФМ были показаны премьеры российских мультиков, победители фестивалей более 20 стран, объединенные тематическими циклами, мультфильмы по мотивам литературных произведений писателя Франца Кафки. В несколько циклах были продемонстрированы творения "патриарха отечественной анимации" Федора Савельевича Хитрука (снявшего любимых всеми "Винни-Пуха", "Фильм, фильм, фильм", "Историю одного преступления") и его учеников (он выучил чуть ли не всех современных мультипликаторов); ярчайшей фигуры французской анимации Жана-Франсуа Лагиони; мультипликатора и самого известного деятеля сегодняшней Эстонии Прийта Пярна и его учеников. Зрители смогли увидеть новое поколение белорусской, венгерской, корейской анимации и русские мультфильмы, сделанные во flash-технике.
Особым успехом традиционно пользовались простые и добрые мультфильмы, что заметно по итогам фестиваля: призы получили фильмы "Пудя" Сони Кравцовой, "Девочка-дура" Зои Киреевой, "Дождь сверху вниз" знаменитого мультипликатора Ивана Максимова. Хотя и мультфильмы философского характера вниманием не обошли: в номинации "Победители" выиграли черно-белые "Линия жизни" и "Ляпсус".
Как продемонстрировал фестиваль, мультфильмы пользуются большим спросом: и в выходные, и в будни Актовый зал был забит под завязку, а во многих столичных кинотеатрах за 10 минут до начала сеанса уже нельзя было купить билеты. Юзер Xenon Xenon оставил такое сообщение на сайте «Афиши»: "10 ноября были на БФМ в «Ролане» ... Звук был настолько громкий, что приходилось иногда даже закрывать уши ... самый последний мультик - "Куйгорож" - завис почти в самом конце … Печально, что подобные добрые мероприятия проводятся с такой халатностью». «А мультики - просто ОТЛИЧНЕЙШИЕ!!!», - добавил он. И эти слова - лучшая благодарность фестивалю и его организаторам.
"Эволюция Петра Сенцова" реж. Андрей Соколов (Первый Приз)
"Маленькая Василиса" реж. Дарина Шмидт (диплом)
"Шерлок Холмс и доктор Ватсон" реж. Александр Бубнов (диплом)
"Собачья дверца" реж. Наталья Мальгина (диплом)
"KJFG 5" реж. Алексей Алексеев (Первый Приз)
"Пудя" реж. Соня Кравцова (диплом)
"Ангелочек" реж. Залина Бидеева (диплом)
"Мальчик" реж. Дмитрий Геллер (диплом)
"Ляпсус" реж. Хуан Пабло Зарамелла, Аргентина (Первый Приз)
"Линия жизни" реж. Томек Дуки, Венгрия (диплом)
"Девочка-дура" реж. Зоя Киреева, Россия (диплом)
"Дождь сверху вниз" реж. Иван Максимов, Россия (диплом)
"Городская сказка" реж. Флоранс Мьель, Франция-Канада
(из циклов "Победители", "Премьеры"; студии "Пилот", Filmografo).
"Черта", "Ляпсус", "Белый", "Разделение", "Линия жизни", "Рукокрылый", "Разделение", "Алфавит" (студия Filmografo).
"Он и она", "Три истории любви", "Пудя", "Глупая", "Жизнь маленьких зверей", "Шиш", "Брат и сестра", "Девочка дура", "Уборная история", все мультфильмы Ивана Максимова.
"Тигр", "Мираж", "Мячик" («Пилот»), "Платье" (Nukifilm), "Фантазия в пузырьках", "Затерянные в снегах", "Сладкая каша".
"Жажда искусства", "Иван-Хуан" («Пилот»), "Latex", "Букашки", "Про девочку, которая нашла своего мишку", "Нехороший мальчик", "Яйцо" (Filmografo), "Пастораль", "Монахиня-II".