будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Культура
Борисова Марина

Моцарт-шоу

Моцарт-шоу
dong

После концертного исполнения двух моцартовских опер – «Свадьбы Фигаро» и «Так поступают все женщины», представленных Теодором Курентзисом и его коллективами из Новосибирска,
«Дон Жуан» обещал стать кульминацией музыкального сезона столицы. Дело в том, что два вечера в Камерном зале Дома музыки, прошедшие с громким успехом, стали российской инагурацией оперного аутентизма. Оказалось, если исполнять Моцарта как барочного композитора, то его музыка, лишенная романтического глянца, становится тонкой живой речью, где современному слушателю интересна каждая деталь --  и чем больше подробностей, тем воздействие магнетичней. Два вечера стали маленькой революцией, преобразив российский музыкальный пейзаж: открылись прекрасные дали, а историческое  исполнительство вдруг стало веским товарным знаком.

С этими ожиданиями и был встречен «Дон Жуан». Снова концертное исполнение, где соединились интернациональный ансамбль молодых певцов и дирижер Теодор Курентзис, превращающий масштабное полотно «оперы опер» в тонкую барочную нарезку, когда любая оркестровая мелочь, на которую обычно не обращаешь внимания (вроде какого-нибудь штриха у альтов) может запросто стать прекрасным художественным фактом. Разница состояла в двух вещах – вместо новосибирских коллективов, впитавших барочную манеру на биологическом уровне, - камерный оркестр «Musica Viva», для которого этот стиль не родной; вместо Камерного зала Дома музыки, где акустика идеально соответствует новой манере (слышен каждый вздох, каждый изгиб речи) – огромная античная чаша Концертного зала им. Чайковского, где дистанция между музыкантами и публикой в амфитеатре огромна. Этих двух пунктов оказалось довольно, чтобы  проект, суливший самые волшебные ощущения, воплотился лишь на 50 процентов от запланированного эффекта. Оркестр «Musica Viva» выполнил формальные требования стиля (новые инструменты, игра без вибрато) и старался откликаться на призывы прихотливого и капризного дирижера, увлеченного, как обычно,  резкими сменами динамики и темпа. Однако до истинного диалога – когда лидер и оркестр составляют единое целое – было далеко: пластичность, чуткость и речевой стиль (музыка не поется, а проговаривается) – эти качества воспитываются если не с молоком матери, то в длительном репетиционном процессе.

Второй причиной недовоплощенного счастья стал Зал им. Чайковского с его размерами и акустикой. Предложенная манера игры рассчитана именно на камерное пространство и малую дистанцию между публикой и сценой. Чтобы наслаждаться речевой манерой исполнения, где традиционные способы воздействия на публику (плотная оркестровая масса, форсированный звук) не имеют смысла, необходимо без напряжения слышать все – не только звуки, но и интонацию. Оказалось, что акустика Зала им. Чайковского к этим тонкостям не расположена: большая часть музыкального текста просто не пробивалась в зал, застревая где-то на уровне партера. Сидящие в амфитеатре чувствовали себя как в немом кино, когда изображение активно движется, а музыка – где-то там, на периферии. Что ощущали зрители, сидящие еще выше, сложно представить – может быть, для них все это было просто мимическим представлением, когда воображение дорисовывало звуки. Но если оркестр, подстегиваемый дирижером до динамических пределов в финалах действий, все же проявлялся как персонаж, то солисты оказались погребенными под его массой. Все эти молодые неизвестные певцы, анонсированные как уже взошедшие международные звезды, наверное, действительно хороши. И с их помощью дирижер мог вполне  убедить в том, что величайшую партитуру имеет смысл исполнять без красивых голосов – достаточно музыкальной тонкости. Которой наверняка обладают Симоне Альбергини (Италия) в титульной партии, Симона Кермес (Германия), Шон Мэти (США), Наташа Марш (Великобритания) и все другие представители нового поколения оперных певцов. «Дон Жуана» можно петь и скромными голосами – лишь бы было эти голоса слышно. Но о большинстве тонкостей приходилось только догадываться – в такой акустике они потерялись.

Однако все эти обстоятельства почти не сказались на восприятии публики. «Дон Жуан» -- грамотно придуманный проект, рассчитанный на успех, и в этом смысле он был вполне реализован. Все составляющие кульминации сезона налицо: и распроданный зал, и давка на  входе, и забитые проходы в зале, и ажитация публики, которая слышит редкое название и хлопает вовсю, даже когда опера не закончилось: Дон Жуан провалился в преисподнюю, но финального ансамбля еще не было. Но эта пауза, заполненная бурными аплодисментами и цветами, оказалась запланированным трюком дирижера: финальное моралите прозвучало на бис. Моцарт-шоу – вполне успешный продукт массового спроса. В ноябре нас ждет в этом же жанре «Золушка» Россини.

На фото - репетиция оперы "Дон Жуан" (с сайта www.gzt.ru)

Борисова Марина
читайте также
Культура
Что почитать: рекомендует историк западной литературы и поэт Вера Котелевская
Май 27, 2021
Культура
Что посмотреть: рекомендует врач Алексей Коровин
Май 21, 2021
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).